Может ли жилье быть доступным?
Кризис и жилищное строительство совместимы Мировой финансовый кризис не только снизил темпы экономического роста, но и породил множество социальных проблем, одна из самых болезненных – жилищная. Можно ли сегодня обеспечить граждан доступным жильем? Способно ли государство исполнять социальные обязательства перед своими гражданами? Эти вопросы «СВ» адресовало члену Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, члену Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Константину ШЕВЧИКУ.
Мировой финансовый кризис не только снизил темпы экономического роста, но и породил множество социальных проблем, одна из самых болезненных – жилищная. Можно ли сегодня обеспечить граждан доступным жильем? Способно ли государство исполнять социальные обязательства перед своими гражданами? Эти вопросы «СВ» адресовало члену Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, члену Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Константину ШЕВЧИКУ. – Руководство Беларуси стремится сохранять социальную направленность экономической политики даже в условиях финансово-экономического кризиса. Промышленные предприятия, в том числе жилищного строительства, не только стабильно работают, но и наращивают объемы производства из года в год. Согласно поручению Президента Республики Беларусь в 2009-2011 годах должно быть введено 23,5 миллиона квадратных метров жилья: 6 миллионов – в 2009 году, 7,5 миллиона – в 2010-м и 10 миллионов – в 2011 году. В прошлом году в 10-миллионной Беларуси было введено более 5 миллионов квадратных метров жилья, что стало абсолютным рекордом за годы независимости страны.
Сегодня в Беларуси около 720 тысяч семей нуждаются в улучшении жилищных условий. В этом году расширен круг очередников, имеющих право на получение льготного жилищного кредита. Раньше на него могли претендовать лишь граждане, среднемесячный уровень доходов которых не превышал двух минимальных потребительских бюджетов – около 700 тысяч белорусских рублей. Теперь планка поднята до 3 таких бюджетов, что составляет порядка 1 миллиона 89 тысяч белорусских рублей. В столице, например, право на льготный кредит имеет около 50 процентов очередников, а в целом по стране – до 95-97 процентов.
Льготный жилищный кредит в белорусских рублях выдается на срок от 20 до 40 лет под 3 и 5 процентов годовых. При инфляции, превышающей этот уровень, такой кредит, конечно, очень привлекателен. Подстегнуло жилищное строительство и вступившее в феврале решение Мингор-исполкома о том, что на льготные кредиты смогут претендовать не только будущие жильцы домов, возведенных при господдержке, но и построенных по долевому принципу.
Значительно увеличивает возможности граждан указ Александра Лукашенко, согласно которому процентная ставка кредита многодетным семьям снижена до одного процента, кроме того, предусмотрено их включение в члены организации застройщиков в течение года со дня подачи заявления и одноразовые безвозмездные субсидии.
Совершенствуется и государственная поддержка молодых семей. Им предоставляется финансовая помощь в погашении задолженности по жилищным кредитам, при рождении первого ребенка или наличии одного несовершеннолетнего ребенка – двадцать бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения, а при рождении второго ребенка или наличии двоих несовершеннолетних детей – сорок бюджетов прожиточного минимума.
И это еще не все. В 2007 году вышел Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах государственной поддержки населения», который предусматривает оказание особо уязвимой категории населения ежемесячной или единовременной адресной социальной помощи – на приобретение продуктов питания, лекарственных и технических средств социальной реабилитации, одежды, обуви, проездных билетов, школьных принадлежностей и на другие нужды, а также безналичные жилищные субсидии для частичного возмещения платы за пользование жилыми помещениями, их техническое обслуживание, коммунальные услуги.
Конечно, жилищная сфера с законодательной точки зрения является одной из самых сложных, поэтому регулирование жилищных отношений требует постоянного внимания. В современных условиях важно создать механизм государственного поощрения тех, кто за счет собственных и кредитных ресурсов осуществляет жилищное строительство. Привлечение в эту сферу частного капитала позволит значительно сократить государственное финансирование строительства жилья и высвободившиеся денежные средства использовать на другие общеполезные цели.
Сейчас законодатели и исполнительная власть Беларуси работают над новой редакцией проекта Жилищного кодекса Республики Беларусь. В нем предполагается решить большую часть существующих сегодня проблем, в том числе и касающихся урегулирования отношений по сносу жилых помещений, выселению членов семьи (бывших членов семьи) и не имеющих доли в праве общей собственности на жилое помещение.
Помощь государства в улучшении жилищных условий должна быть сфокусирована на малообеспеченной категории граждан, которые не в состоянии построить или приобрести жилье, сохранении и совершенствовании мер, направленных на обеспечение жильем многодетных и молодых семей.
В отношении других граждан наряду с государственной поддержкой необходимо создавать условия для стимулирования вложения их собственных средств в улучшение жилищных условий. Иными словами, нужна эффективная ипотека, система жилищных строительных сбережений и другие методы привлечения внебюджетных средств в жилищную сферу.
У российских и белорусских парламентариев накоплен большой опыт законодательного решения жилищных проблем. И постоянный обмен наработками, несомненно, идет на пользу гражданам наших стран и Союзного государства в целом.
Записал Андрей БОБОК