В Россию – с любовью
Путешествие из Мстиславля в Хиславичи Поездкой за границу этот наш журналистский вояж не назовешь. Настоящего рубежа – с визами, очередями транспорта и людей – между двумя сторонами Союзного государства нет. Лишь будки таможенников да государственные флаги обозначают, где заканчивается одна, а начинается другая родина.
Поездкой за границу этот наш журналистский вояж не назовешь. Настоящего рубежа – с визами, очередями транспорта и людей – между двумя сторонами Союзного государства нет. Лишь будки таможенников да государственные флаги обозначают, где заканчивается одна, а начинается другая родина. Вот кто-то с горочки спустился… Это на тракторе «Беларус» с российской стороны нам навстречу рулит Олег Стрелецкий, тракторист СПК «Октябрь», только что отпахавший ниву в соседнем хозяйстве «Красная поляна», что под райцентром Хиславичи Смоленской области. Такая тут добрая традиция: управился с делами дома – помоги соседу.
Для традиционно сельскохозяйственных Мстиславщины и Хиславиччины развитие сельского хозяйства важнее фабричного производства или модного нынче «купи-продай».
– Белорусское руководство поступило мудрее, поддержав в свое время деревню, не отпустив ее в свободное плавание по волнам рынка: мол, как хотите, так и выкручивайтесь, – уверен Михаил Терещенков, глава муниципального образования «Хиславичский район». – Беларусь теперь оказывает нам неоценимую услугу в горячую сельскохозяйственную пору. В частности, очень тесно сотрудничаем с крупными хозяйствами Мстиславльского района – СПК «Октябрь» и селекционно-гибридным центром «Вихра».
Первая деревня с российской стороны – Грязь. Можно иронизировать насчет названия, но ему наверняка уже много веков. Как и наименованию следующего села – Ускосы. До 20-х годов прошлого века вся территория вплоть до Хиславичей входила в состав Могилевской губернии, а еще ранее – Мстиславльского воеводства. И только в 1924 году эти земли разделили по-братски между БССР и РСФСР. Однако люди по-прежнему живут одним миром, говорят на схожих диалектах – местных говорах белорусского языка, правда, уже сильно русифицированных. У многих интернациональные семьи. Даже и у самого здешнего головы Терещенкова жена – белоруска.
Но вернемся к делам сельскохозяйственным. В Мстиславльском райисполкоме на глаза попались цифры, которые, признаюсь, впечатлили. В прошлом году один только Мстиславльский район собрал 114 тысяч тонн зерна, а вся Смоленская область – 140 тысяч. Хотя, переехав границу, не заметил, что земли соседей пустуют.
Проверка на местности показала, что на порубежных полях с недавних пор наводит порядок частный капитал. В колхозах уже появились новые тракторы вместо погибшего в постсоветское время прежнего парка сельхозтехники. Но, правда, пока таких обновлений – лишь единицы на регион. Возрождение села в Беларуси идет по нарастающей уже не один год, а в соседних районах России дело только начинается.
Соседи чем могут, тем помогают друг другу. Но, к сожалению, нельзя сказать, что на пограничье сплошь царят лишь дружба и кооперация. Хватает и проблем, одна из которых – контрабанда. Рождение и расцвет этот промысел переживал в начале 1990-х. Но тропы нелегальных предпринимателей, незаконно протаскивавших туда и обратно дефицитный товар, и до сего дня не заросли травой. Хотя объемы контрабанды заметно уменьшились.
Крупные партии контрабанды передвигаются по малолюдным трассам, где нет таможенных постов. Так, от дороги, ведущей из Мстиславля в Монастырщину (райцентр Смоленщины), расходятся стежки, по которым, минуя соседние тихие деревеньки, пробирались до недавнего времени на белорусскую территорию десятки предприимчивых продавцов эксклюзивных товаров. Белорусы тягают в Россию свой металлолом, за который им соседи платят больше, чем отечественные приемные пункты. А из России «экспортируются», в свою очередь, спирт и сигареты. Кстати, подобные нелегальные поставки в свое время выручали многих местных жителей от нищеты. Ведь, увы, даже самые мудрые постановления правительств не всегда учитывают интересы «маленького» человека. А у того, может быть, в избытке молоко, у соседа – зерно, и только так, на натуральном обмене, люди часто и держатся.
Самый очевидный белорусский экспорт в Хиславичах – это… заборы. Яркая ограда вокруг мемориала погибшим в Великую Отечественную войну, вдоль улицы, ведущей к местному собору, – все это мстиславльская продукция.
– Что и говорить, ваши резчики даже храм наш украсили своими произведениями, – Михаил Терещенков проводит меня в церковь Святых Бориса и Глеба 1880 года постройки, древнейшее и наиболее приметное в Хиславичах здание.
На пороге встречает смотрительница дома Божия Валентина Аниськина. Проводя по храму, она показывает иконостас, скамьи, прочие детали интерьера, вырезанные руками белорусов.
– Белорусские мастера сами к нам приехали – поторговать на рынке, здесь мы их и приметили да пригласили поработать для церкви: делают они качественные вещи, и при этом недорого, – подмечает достоинства соседей Михаил Терещенков.
С советских времен молодежь Хиславиччины и Мстиславщины имела возможность поступать в институты, университеты или в Могилеве, или в Смоленске – до обоих областных центров от райцентров одинаковое расстояние. Если человек собирался связать свою жизнь с сельским хозяйством и получить в этой области специальное образование, то выбор однозначно падал на Горки.
– Возможность свободного передвижения позволяет обмениваться кадрами. В Смоленской области работает немало мстиславльских хлопцев: замгубернатора, начальник МЧС, ректор медакадемии и другие, – перечисляет белорусов, вышедших в большие люди российского региона, Михаил Терещенков.
И этот обмен достижениями – техническими, культурными и человеческими – теперь узаконен: между шестью пограничными районами Могилевской области и таким же количеством муниципальных образований Смоленщины подписан договор о сотрудничестве. Руководители регионов регулярно сверяют часы: созваниваются, встречаются, обсуждают общие проекты. Одна из крупнейших международных пограничных акций проводится на протяжении уже нескольких лет 4 ноября в Хиславичах – фестиваль «Две Руси – две сестры».
Одним из перспективных направлений развития края должен стать туризм. В Беларуси уже много агроэкоусадеб, краеведческих туров (для россиян в том числе), организуемых солидными фирмами, но, правда, большинство их находится на западе страны. Восток же Беларуси и запад России – все еще непаханое поле для туристических инициатив. Пока на Хиславиччине работают лишь несколько охотхозяйств, такие же существуют и на Мстиславщине. Чистейшие криницы, озера, реки, леса, населенные кабанами, лосями, волками, лисами и зайцами, не широко известны в мире, но на самом деле могут стать привлекательными точками на карте планеты.
Виктор КОРБУТ