Движение без остановки
Для удобства автомобилистов наших стран расчистят путь союзному ОСАГО
Фото: Светлана Маковеева/kpmedia.ru
ДОЛГОЖДАННЫЙ ГИБРИД
Границы между Россией и Беларусью условные. Но автомобилист, следуя, например, из Орши в Смоленск, вынужден останавливаться возле страхового павильона и покупать «зеленую карту». В наших странах действуют разные системы ОСАГО. Договоры, заключенные в одном государстве, не работают в другом. Для автомобилистов это лишние хлопоты: поездка на авто влетает в копеечку, потому что к своему полису нужно прикупить еще один. Иначе - штраф. Но вскоре ситуация должна измениться. Депутаты на заседании Комиссии ПС по законодательству и Регламенту одобрили проект модельного закона о системе ОСАГО.
- Мы поработали очень интенсивно. Последнюю неделю в ежедневном режиме проводили видеоконференции, - заверил Сергей Разуван, исполнительный директор российского бюро «Зеленая карта». - В итоге документ готов на восемьдесят процентов. Но мы столкнулись с двумя видами проблем. Первая - у нас значительная разница на уровне национальных законодательств об ОСАГО. Причем не содержательная, а терминологическая. Нам нужно устранить эти различия. Задача не тривиальная.
Еще одна заминка, мешающая «проехать автогражданке», - страховщикам Союзного государства нужно прийти к общему знаменателю по поводу возмещения имущественного ущерба и вреда здоровью в результате ДТП:
- Полис будет представлять своего рода гибрид, который охватывает случаи как на территории, где он выдан, так и в стране-соседке. Там, где документ получен, он будет работать немного по другим правилам, чем там, где произойдет ДТП.
Чтобы в теме единого ОСАГО наметился решающий поворот, свой вердикт должны вынести профильные ведомства:
- В предварительных материалах мы не видели согласования со стороны МВД России. Тогда как МВД Беларуси там значится.
До следующего заседания комиссии, которое состоится в декабре, парламентарии настроены решить проблему. Даже если процесс будет длительным и технически непростым, двигаться в сторону гармонизации нужно.
Накануне заседания новый глава Всероссийского союза страховщиков Евгений Уфимцев заявил, что полис ОСАГО для российских водителей может заработать в Беларуси уже с января 2023 года. Но Виктор Пинский, председатель Комиссии ПС, настроен более реалистично:
- Нужно время, чтобы унифицировать законодательства наших государств. Предварительно документ заработает к середине следующего года.
ОТ МАТЕРИАЛЬНОГО К ВИРТУАЛЬНОМУ
Многие «заминки» возникают из-за нестыковки национальных законодательств. Цель парламентариев - уравнять их. Граждане должны чувствовать себя комфортно на всей территории Союзного государства, а предприятия - получить равные права. За двадцать лет сделано многое, но далеко не все. Законодательные головоломки еще предстоит решить в сфере цифровой экономики, обеспечить бизнесу сопоставимые условия для конкуренции. Есть нюансы, которые нуждаются в углубленном изучении.
Например, разночтения понятий. В российском Гражданском кодексе интернет обозначен как форма дистанционной торговли. В законах Синеокой интернет в категории мест продажи товаров не значится. Конечно, купить их онлайн можно без проблем, но на общем союзном рынке должны быть одинаковые правила игры.
- Больших проблем здесь мы не видим. Все, что нужно сделать, - внести изменения в наш закон о торговле. Следует расширить классическое понимание места, не только как материального, но и виртуального объекта, - уверен Эдуард Мартыненко, начальник Главного управления нормотворческой деятельности в сфере экономики и экологии Минюста Беларуси.
Заместитель председателя Комиссии ПС Сергей Сивец считает, что без согласованных подходов создать общее экономическое пространство и единую правовую систему невозможно:
- Поэтому все сферы, которые так или иначе замыкаются на наших взаимоотношениях в экономическом плане, гуманитарной составляющей, социальной сфере, находятся в фокусе внимания парламентариев.
Сближения национальных законодательств - это и устойчивый рост наших экономик, и повышение уровня жизни каждого гражданина. Но только силами депутатов все проблемы не решить. Здесь нужен комплексный и системный подход.
А КАК СЕЙЧАС?
«ЗЕЛЕНАЯ КАРТА» ОТКРЫВАЕТ ДОРОГИ
Передвигаться на машине, которая зарегистрирована в России, по дорогам Беларуси просто так не получится.
Россиянам нужно иметь при себе паспорт, водительские права, свидетельство о регистрации транспортного средства и «зеленую карту». Последняя и будет страховкой на авто на все время пребывания в Беларуси.
Оформить ее можно несколькими способами. Первый и самый простой - онлайн, с помощью специальных форм на сайтах крупных страховых компаний. Второй - непосредственно в офисах страховщиков. Ну и третий - в дороге: по мере приближения к границе с Беларусью вам все чаще будут попадаться мини-офисы, где без проблем оформят этот документ.
Если путешествие по Беларуси на легковушке запланировано не больше чем на пятнадцать дней, полис страхования обойдется всего в 630 российских рублей. На месяц - в два раза дороже. За отсутствие «грин-карты» водителю придется заплатить штраф. И там суммы - не такие безобидные.
МНЕНИЯ
Виктор Пинский, председатель Комиссии ПС:
- Мы заслушали разработчиков модельного закона о системе ОСАГО, остались вопросы согласования с соответствующими министерствами и ведомствами Беларуси и России. Надеюсь, до конца года мы решим все проблемы, и наши государства приступят к работе над унификацией законодательства, чтобы граждане не испытывали никаких трудностей и проблем при автостраховании и наступлении страховых случаев. Ведь мы видим, как много белорусов посещает Россию, а россиян - Беларусь.
Конечно, принятие модельного закона - только первый шаг. Главное, чтобы на практике все работало без сбоев. Поездка не должна быть накладной и неудобной. О финансовых аспектах, в частности стоимости полиса, речь пока не идет - это решится в процессе согласования технических моментов.
Сергей Сивец, заместитель председателя Комиссии ПС:
- Повестка заседания была обширной и включала в себя вопросы, связанные с контролем за реализацией 28 союзных программ - это зона ответственности нашей комиссии. Сейчас министерства и ведомства готовят новый пакет Союзных программ, которые будут рассчитаны на ближайшие два года.
Успешно продвигаются вопросы, связанные со сближением законодательств наших стран по таким ключевым аспектам, как гражданско-правовые отношения, договор подряда. Республиканские органы госуправления, Министерства юстиции Беларуси и России заверили, что работа на финишной прямой. К концу года будут подготовлены основные направления, которые нам следует унифицировать, чтобы выйти на одинаковые подходы к гражданско-правовым отношениям в СГ.
Мы также обсудили бюджет Союзного государства. Поддержим разные программы и проекты. Очень важно, что дети из Донецкой и Луганской народных республик продолжат получать гуманитарную помощь.