Подделать можно все
Из-за глобального кризиса увеличился поток контрафакта Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана должен заработать уже в 2010 году. Сейчас таможенники трех стран в авральном режиме проводят согласования по всем аспектам сотрудничества. Среди приоритетов совместной деятельности – борьба с контрафактом, который стал опаснейшей угрозой для ослабленной кризисом экономики.
Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана должен заработать уже в 2010 году. Сейчас таможенники трех стран в авральном режиме проводят согласования по всем аспектам сотрудничества. Среди приоритетов совместной деятельности – борьба с контрафактом, который стал опаснейшей угрозой для ослабленной кризисом экономики. В прошлом году в Брюсселе на ежегодной сессии Совета Всемирной таможенной организации были подведены итоги конкурса национальных таможенных администраций по борьбе с контрафактной продукцией. Лучшей среди 174 таможенных органов государств – членов организации признана – в это сложно поверить! – Федеральная таможенная служба России.
Еще одна удивительная вещь: совсем недавно Российская Федерация была исключена из списка 20 самых неблагополучных стран в области защиты прав интеллектуальной собственности. Такое событие явилось прямым следствием огромной работы, проделанной государственными структурами. Однако расслабляться рано. Как отметил в декабре прошлого года Президент России Дмитрий Медведев, в период экономического кризиса значительно возрастает угроза поступления на рынок контрафактных товаров и необходимо быть к этому готовыми.
Распространение контрафактной продукции в России приобрело такие масштабы, что сегодня вопрос о борьбе с ней поставлен в качестве одной из важнейших задач правоохранительных органов. И это неслучайно. По оценкам специалистов, по отдельным группам товаров массового спроса контрафакт в стране составляет от 30 до 90 процентов. Более 60 процентов его попадает на территорию России из-за рубежа.
Как пояснил начальник Отдела обеспечения контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России Сергей Шурыгин, в ситуации с контрафактной продукцией проявляются сразу несколько моментов, так или иначе связанных с экономическими проблемами. За продажей якобы «фирменного» товара – не просто обман конкретного потребителя. Налоги и таможенные платежи в федеральный бюджет, недополучаемые ежегодно, исчисляются сотнями миллиардов рублей. Это и материальный ущерб стране, и тормоз роста благосостояния населения, и снижение авторитета государства на международной арене.
Даже в Евросоюзе, где борьба с нарушением прав интеллектуальной собственности находится на высоком уровне, тем не менее ежегодно наблюдается сокращение численности рабочих мест, обусловленное поступлением контрафакта.
Напомним, таможенники России и Беларуси говорят на одном правовом языке. Летом 2007 года вступил в силу новый Таможенный кодекс Беларуси. Базой для него явился аналогичный российский документ. Таким образом, основные принципы таможенного регулирования в законодательствах государств-союзников совпадают. А значит, ничто не мешает договариваться по самым разнообразным вопросам. Для улучшения взаимопонимания в свое время была принята программа по созданию Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) Таможенного комитета Союзного государства. Другими словами, появилась основа для поэтапной интеграции информационных ресурсов таможенных служб наших стран.
С 2004 года ФТС России ведет работу по формированию таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности по заявлениям правообладателей с целью выявления контрафактной продукции при перемещении товаров через таможенную границу РФ. По состоянию на начало мая в таможенном реестре находилось 1415 объектов интеллектуальной собственности. Это важнейший документ для борьбы с распространением контрафакта. Именно включение в него товарного знака – основа для действий таможенников. Также достигнута договоренность с Государственным таможенным комитетом РБ об обмене данными национальных таможенных реестров.
В 2006 году таможенными органами России выявлено и признано судами контрафактными 3,6 млн единиц продукции, в 2007 году – уже более 13,8 млн единиц, в 2008 году – свыше 10,2 млн. Некоторое снижение объемов выявления контрафакта объясняется высоким профилактическим эффектом включения товарных знаков в таможенный реестр, разъяснительной и информационной работой с импортерами.
Госпогранкомитет Беларуси отмечает рост потоков контрабанды в связи с углублением мирового финансового кризиса. Например, в течение первого квартала этого года сотрудники белорусской таможни задержали на Государственной границе около 9,5 млн сигарет (450 тыс. пачек). Это в основном табачные изделия российского производства, которые пытались ввезти в Беларусь или транзитом в европейские страны.
Количество граждан из стран Евросоюза, задержанных на белорусской границе за контрабанду сигарет, по сравнению с 2008 годом увеличилось в несколько раз, сообщил начальник пресс-службы Государственного пограничного комитета Беларуси Александр Тищенко. «Причиной, по которой европейцы идут на правонарушение, может быть финансовый кризис», – предполагает он.
Количество контрафакта, поступающего на рынки России и Беларуси, требует слаженной работы таможенников двух стран, потому что в рамках Союзного государства действует ряд послаблений для участников внешнеэкономической деятельности.
Здесь уместно вспомнить о вопиющем факте, вскрывшемся в 2007 году. Даже малая часть сведений распутанного клубка поражает, с каким размахом был налажен криминальный бизнес. Ущерб от деятельности только одного фигуранта разоблаченной банды, действовавшей в России и Беларуси, и только по одной товарной позиции – компьютерам – составил миллиард рублей!
Схема контрабанды была проста и изощренна. Через свои таможенные посты участники бизнеса из Европы пропускали большегрузные грузовики. Из Голландии, Бельгии и Англии через Литву в Беларусь транзитом ввозилась бытовая техника. В документах значилось: она направляется на Украину. Но товар везли к белорусско-российской границе, где выдавали на него другие документы. Из них следовало: техника произведена в Беларуси и следует в Россию. А таможенные платежи внутри Союзного государства значительно ниже, чем при международных перевозках.
После пересечения границы груз оформлялся как собственность фирмы-однодневки, приобретенная на территории России, а затем передавался компании «Изумрудный город». Полученные деньги фирма-однодневка обналичивала и закрывалась. После этого уже легализованный товар волшебники «Изумрудного города» продавали через оптовые рынки России. Часть вырученных средств шла на закупку контрафактных сигарет, которые тем же путем через свою «дыру» на таможне вывозились через Беларусь в Голландию. По документам они проходили как лес.
Нынче в планах ФТС – расширение взаимодействия и разработка наднациональных процедур защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами в рамках Союзного государства, ЕврАзЭС, СНГ, организация обмена информацией между таможенными службами государств – стран «большой восьмерки». Все это должно сыграть на укрепление будущего Таможенного союза.
Николай АЛЕКСЕЕВ