Наш долг – защитить ветеранов
С каждым годом с нами остается все меньше ветеранов Великой Отечественной войны – тех, кому мы обязаны своим мирным и благополучным настоящим. Для них, наших отцов, дедов и прадедов, вынесших на своих плечах тяжесть самой страшной в истории человечества войны, в Беларуси и России делалось и делается многое. И все-таки мы вновь задаемся вопросом: чем еще мы можем помочь ветеранам, чтобы отблагодарить за беспримерный подвиг?
– Сегодня в республике проживают 49 120 ветеранов войны. Из них непосредственных участников войны – фронтовиков, партизан, подпольщиков -– 36 тысяч. Горько об этом говорить, но только за прошлый год ушли из жизни 7,5 тысячи наших ветеранов.
Самое главное, что у нас уже стало системой ежегодное обследование социально-бытовых условий жизни ветеранов войны, качества их медицинского и культурного обслуживания. Более того, сегодня во всех областях и районах проходят заседания исполкомов, на которых обсуждается ход подготовки к 65-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 65-летию Великой Победы, на которые вместе с представителями законодательной власти, профсоюзных, молодежных организаций обязательно приглашаются руководители местных ветеранских организаций.
Идет предметный разговор – что еще можно сделать для того, чтобы ни один из ветеранов, и в первую очередь те, кто остался в одиночестве, не остался без государственной и общественной поддержки, внимания. И могу сказать с полной уверенностью: все, что только возможно сделать для наших ветеранов, наше государство и общество стремятся сделать и делают, несмотря на нынешнюю экономическую ситуацию.
– В связи с этим смогли ли мы оградить наших ветеранов от последствий мирового финансового кризиса?
– Даже в нынешних сложных условиях никаких подвижек в сторону уменьшения помощи ветеранам войны нет и не предвидится. Акцент делается на повышении уровня пенсионного и медицинского обслуживания, а также расширении практики адресной социальной помощи, а не огульной.
Самое главное – чтобы каждый ветеран не чувствовал себя забытым, обойденным вниманием. Чтобы везде, куда бы он ни обратился, к нему подходили с пониманием, помогали разобраться в каждой житейской ситуации. Иногда все же встречаются и те, кто по каждому, даже мелкому вопросу начинают пересылать из кабинета в кабинет, при том что вполне в состоянии решить все сами. Такое отношение к ветеранам, пожилым людям недопустимо.
– Помимо того, что мы отдаем дань уважения нашим ветеранам, само общение с ними дает огромный воспитательный эффект и для нашей молодежи, и для людей зрелых. Насколько эффективно мы используем сегодня, скажем так, ветеранский потенциал?
– К сожалению, многие ветераны уже не в состоянии куда-то выезжать, встречаться с аудиторией. Но те, кто может это сделать, по-прежнему в строю.
Очень хорошие традиции сложились в белорусских силовых структурах. Например, в Министерстве обороны руководители ветеранских организаций, военнослужащие запаса или в отставке входят в состав коллегии министерства и офицерских собраний, кроме того, в обязательном порядке, согласно приказу министра, ветераны приглашаются на все официальные мероприятия, где имеют возможность высказать свою позицию, свои замечания и предложения – в общем, почувствовать себя вместе с тем воинским коллективом, в котором служил долгие годы. А в структуре Министерства внутренних дел 10 ноября, День милиции советских времен, приказом министра объявлен Днем чествования ветеранов МВД и внутренних войск.
Такая же добрая практика сложилась в ветеранских организациях Министерства энергетики, на Белорусской железной дороге, в других министерствах и ведомствах, где ветеранов не исключают из своих списков, а постоянно приглашают на встречи. Поздравляют с праздниками, оказывают им помощь. Кроме того, мы благодарны руководителям многих наших крупных предприятий, где в трудовой договор вносится специальный пункт о поощрении своих ветеранов.
– Анатолий Николаевич, вопрос житейский: а запланировано ли, помимо прочего, к юбилейным датам – 65-летию освобождения Беларуси и 65-летию Великой Победы – порадовать наших ветеранов материально?
– Указом Президента Республики Беларусь №224 от 30 апреля 2009 года в связи с празднованием 65-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков ветеранам войны будет оказана материальная помощь. Для Героев Советского Союза, лиц, награжденных орденами Славы трех степеней, Героев Социалистического Труда, удостоенных этого звания за заслуги в годы Великой Отечественной войны, она составит 300 тысяч белорусских рублей, для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, лиц, принимавших участие в составе специальных формирований в разминировании территорий и объектов после освобождения от немецкой оккупации в 1943-1945 годах, – 200 тысяч белорусских рублей. И по 150 тысяч белорусских рублей – для остальных категорий ветеранов.
– А что касается транспортных льгот для ветеранов – возможны ли здесь подвижки? Разве не справедливо было бы предоставить право бесплатного проезда на общественном транспорте хотя бы тем же фронтовикам, партизанам и подпольщикам?
– Считаю, более справедливо и разумно увеличивать не количество льгот, а повышать пенсии для этой категории, чтобы каждый ветеран сам решал, надо ему сегодня куда поехать, или лучше потратить деньги на что-то другое. В то же время мы ставим перед Правительством РФ вопрос и о транспортных льготах. В частности, на днях положительно решен вопрос о льготном проезде для ветеранов на городском и пригородном транспорте в летний период.
Своевременным шагом считаю и практику адресной социальной помощи малоимущим. Хотя здесь иные, даже из числа самих ветеранов, говорят, что не совсем справедливо, когда один всю жизнь напряженно работал, заработал приличную пенсию, и ему такую адресную помощь не окажут, а другой вроде и не делал ничего толком, а ему положена такая помощь, потому что пенсия небольшая. Мое личное мнение такое: все-таки государство должно заботиться о каждом своем гражданине.
– Анатолий Николаевич, и все-таки, возвращаясь к началу нашего разговора, – в чем нуждаются сегодня наши ветераны больше всего?
– Самым главным для наших ветеранов остается внимание к ним. Знаете, приходит ко мне порой ветеран, разговариваем с ним минут сорок, а потом, опомнившись, спрашиваю его – а чем, собственно, помочь? А в ответ: «А мне больше ничего и не надо. Вот мы с вами поговорили, и на душе отлегло».
С праздником вас, дорогие ветераны! Спасибо за подвиг! И будьте здоровы!
Беседовал
Андрей БОБОК
_____________________________
Франц КЛИНЦЕВИЧ, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам ветеранов:
– Когда мы говорим, все ли государство сделало для ветеранов, ответ может быть один: конечно, нет. Эти люди должны жить гораздо лучше, чем сегодня, ни в чем не нуждаться: иметь достойное жилье, хорошую пенсию, медицинское обеспечение, почет и уважение государства и общества, бесплатный проезд в транспорте.
В Союзном государстве для победителей сделано очень много. Законодательство Беларуси и России их защищает. Белорусское, кстати, делает это лучше российского. Наши ветераны получают квартиры, повышенные пенсии, лечатся в госпиталях, оздоравливаются в санаториях. Вполне достойный уровень жизни нам сегодня удалось создать для Героев Советского Союза. Конечно, хотелось бы, чтобы как можно скорее каждый победитель получил от государства соразмерную его подвигу заботу. Но это напрямую зависит от уровня экономики страны. Чем лучше социально-экономическая ситуация в Союзном государстве, Беларуси и России, тем выше социальная защита и уровень жизни ветеранов: она предусмотрена и в национальном, и в наднациональном законодательстве.
Сильную социальную поддержку им оказывают Москва и Московская, Свердловская области, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Новосибирск, Владивосток, Иркутск. Но последствия мирового финансово-экономического кризиса не миновали и граждан Союзного государства. Резко снизилось жилищное строительство, растут цены на продукты питания и промышленные товары, инфляция. Правительство России обещало не урезать социальные расходы. Тем не менее компенсация не успевает за инфляцией. У многих, несмотря на усилия государства, уровень жизни снизился. Такова материальная сторона вопроса. А есть моральная и этическая.
Последнее время кое-где участились попытки пересмотреть итоги истории, фальсифицировать факты, обелить фашизм. На постсоветском пространстве – в Прибалтике, Грузии, на Украине – отрицают итоги Великой Отечественной войны, заслуги и подвиги всего советского народа. В связи с этим в конце февраля глава МЧС России Сергей Шойгу предложил принять закон, предусматривающий за отрицание победы СССР в Великой Отечественной войне уголовную ответственность. Принятие такого закона позволит защитить нашу историю, подвиг наших отцов и дедов.
Это предложение получило серьезную поддержку в Государственной Думе и стало предметом обсуждения на разных дискуссионных площадках – в клубах, на заседаниях советов региональных отделений «Единой России» и других партий. Белорусские коллеги нас поддержали. Сегодня юристы готовят изменения и дополнения в наше и международное законодательство. Это очень важно и тоже направлено на защиту Победителей.
Проявления фашизма сегодня четко регламентированы международным законодательством, а пропаганда нацизма – уголовно наказуема. Но в Европе и в мире многие живут по двойным стандартам. Поэтому и стало возможным в Прибалтийских республиках, на Украине памятники воинам-освободителям сносить, а эсэсовцам – ставить. Это, безусловно, нарушение – и здравого смысла, и нравственных принципов, и международного права. Страны Балтии дошли до того, что предъявили России счет за якобы оккупацию.
Мое мнение таково: не обратить на это внимание – значит косвенно простить оскорбление и унижение наших ветеранов. Поэтому, думаю, России тоже надо все наконец подсчитать. Уверен, встречный иск окажется в три-четыре раза больше, чем хотят получить с нас. Вырученные деньги в качестве компенсации за моральный ущерб адресно раздать ветеранам.
Прибалтика всегда жила – и хочет жить – на дотации. Помощи Евросоюза им явно не хватает. Вот и решили в кризисные времена опять улучшить свое экономическое положение за счет России.
В этих странах историю знают плохо. Поэтому напомню: только благодаря советской власти они получили государственность, которую никогда не имели. Мало того, что до сих пор пользуются тем, что было создано у них в годы советской власти великой страной, но и не гнушаются вести против России информационную войну, создавая о нас негативное мнение у мирового сообщества.
Я с ужасом слушаю молодых руководителей Грузии или президента Ющенко, которые говорят о Советском Союзе как стране-оккупанте маленькой Грузии и несчастной Украины. Даже не беря в расчет, что геноцид советских людей, русских и украинцев, в частности, на совести грузина Джугашвили, а бандеровцы вырезали и зверски замучили на Западной Украине столько своих соотечественников, что их впору приравнивать к нацистам. Собственно, это там сейчас и происходит.
Рьяно отрабатывая подачки Запада, они не учитывают, что ему не нужна их продукция. И помощь, на которую рассчитывают эти бывшие союзные республики, им не получить. Поэтому убежден, что Россия должна вести свою политику на постсоветском пространстве, учитывая и это обстоятельство.
Возвращаясь к разговору о социальной защите ветеранов, хочу рассказать о роли общества в этом непростом деле.
В 1997 году я был в Англии, где знакомился с работой ветеранской организации. Там серьезную поддержку ветеранам оказывает общество. С 3 по 9 сентября в магазины, например, привозят гвоздики. Рядом – урночка для сбора денег. Взял гвоздику – опустил в нее монетку-две. Общественность собирает для ветеранов до 600 миллионов фунтов стерлингов. Государство контролирует каждый цент. По улицам в эти дни все ходят с цветком в петлицах. Его отсутствие считается признаком дурного тона.
Мы тоже хотим привить в нашем обществе подобное отношение к ветеранам. Но проблема в том, что англичане доверяют государству. А у нас деньги просто так не положишь. Общество, как и каждого человека, нужно воспитывать, и лучше на личном примере. Но главное – начать. Давайте сделаем первый шаг.