Научиться слышать советы
На минувшей неделе в Минске прошли заседания сразу трех Комиссий Парламентского Собрания Союза Беларуси и России – по законодательству и Регламенту, по информационной политике, а также по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам. В ходе встреч были обозначены проблемы, требующие особо вдумчивого подхода.
Правовую основу сотрудничества в сфере образования составляют договоры и соглашения разного уровня, предусматривающие равные права граждан на доступное и качественное образование на пространстве СГ. Их сегодня – свыше 300.
Однако, по мнению парламентариев, говорить о формировании единого образовательного пространства пока не приходится. Да и сам факт, что на заседании не было представителей Министерства образования России, заставляет задуматься.
О какой унификации законодательства идет речь, если в 2009/2010 учебном году для иностранных граждан в России, в том числе для граждан Беларуси (видимо, их тоже уже посчитали иностранцами), хотят утвердить новый порядок приема в вузы, по которому белорусские граждане будут приниматься на обучение по правилам приема, установленным российскими вузами. Получается, что образовательные системы наших государств существуют и движутся не сближаясь, а отдаляясь.
И в России, и в Беларуси разрабатываются кодексы об образовании, но нормы этих документов значительно отличаются. Условия поступления в вузы различные: в России – единый государственный экзамен, в Беларуси – централизованное тестирование. Результаты вступительных испытаний не признаются образовательными учреждениями на территориях друг друга.
На Комиссии по информационной политике в стенах белорусского парламента о проблемах говорили обстоятельно, не обходя острых углов.
– Строительство Союзного государства – процесс непростой, так как приходится принимать очень ответственные решения на уровне двух государств. Поэтому спешка в этом деле недопустима, как и проволочки, – сказал журналистам перед началом заседания председатель Комиссии ПС по информационной политике, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Геннадий Давыдько. – И СМИ именно в этом направлении должны формировать общественное мнение.
Не так давно в Смоленске прошло заседание постоянно действующего семинара по вопросам строительства Союзного государства, которое было посвящено именно роли СМИ в деле развития интеграционных процессов между нашими странами. И подведение итогов работы семинара стало основным вопросом повестки дня заседания парламентской комиссии в Минске. Уровень подготовки и проведения семинара Геннадий Давыдько охарактеризовал как очень высокий, за что особо поблагодарил Секретариат Парламентского Собрания и лично губернатора Смоленщины Сергея Антуфьева.
Заключение Счетной палаты РФ и Комитета государственного контроля РБ по отчету Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета СГ за 2007 год, а также проект Порядка разработки и реализации программ СГ стали главными вопросами повестки дня заседания Комиссии ПС по законодательству и Регламенту.
Заместитель председателя комиссии, председатель Постоянной комиссии Совета Республики национального собрания Республики Беларусь по законодательству и государственному строительству Евгений Смирнов отметил, что при проверке отчета об исполнении союзного бюджета за 2007 год в отношении нормативных правовых актов, регламентирующих сегодня бюджетные правоотношения в Союзном государстве, контрольные органы России и Беларуси высказали серьезные замечания. До настоящего времени не разработаны и не приняты нормативные документы СГ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд СГ, о порядке и размерах авансовых платежей за работы и оказанные услуги. В Порядке формирования и исполнения союзного бюджета и иных нормативных правовых актах не установлены сроки возврата в национальные бюджеты неиспользованных долевых отчислений.
Действующий Порядок разработки и реализации программ СГ не определяет функции государственных заказчиков и головных исполнителей, их взаимодействие по реализации программ, ответственность за нецелевое и неэффективное использование союзных бюджетных средств. Кроме того, не определен порядок списания задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из союзного бюджета в случае ликвидации предприятия-должника.
Не выполняется должным образом Соглашение между Беларусью и Россией о регулировании вопросов собственности СГ, подписанное президентами наших стран 24 января 2006 года. Государственный комитет по имуществу Беларуси с 2002 года ведет учет находящегося на белорусской территории имущества, созданного и приобретаемого за счет союзного бюджета. На территории РФ учета такого имущества нет.
Евгений КОНОНОВИЧ,
Николай ФЕДОРОВ,
Андрей БОБОК