САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Закон для гуманистов СНГ

Или как привлечь к союзному строительству общественность Национальная политика – проблема, которую можно отнести к разряду труднорешаемых. Тем отраднее узнать, что в Беларуси она практически решена, а в России за нее взялись самым решительным образом. Как? Об этом рассказывает председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей Степан ШОРШОРОВ.

Или как привлечь к союзному строительству общественность

Национальная политика – проблема, которую можно отнести к разряду труднорешаемых. Тем отраднее узнать, что в Беларуси она практически решена, а в России за нее взялись самым решительным образом. Как? Об этом рассказывает председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей Степан ШОРШОРОВ. Создание единого Союзного государства Беларуси и России – яркий пример интеграции на постсоветском пространстве. К сожалению, на этом пути есть объективные трудности – политического и экономического характера: финансово-экономический прагматизм явно доминирует над гуманитарной составляющей. В то время как культурное сотрудничество и сближение наших стран должны идти вне зависимости от текущих двусторонних взаимоотношений в экономической сфере. Причем при широком участии структур гражданского общества, например, национально-культурных автономий Беларуси и России. На мой взгляд, их потенциал в союзном строительстве совершенно не учитывается и не используется. А ведь это прекрасная возможность вовлечь в него широкие слои населения: интеллигенцию, деятелей литературы, культуры, искусства, представителей научных кругов, то есть самых активных и уважаемых членов общества.
Для решения этой задачи целесообразно, на мой взгляд, активизировать научно-информационную работу – в виде конференций, конгрессов, семинаров, «круглых столов» по изучению и пропаганде российско-белорусской культурной интеграции, проблемам совместного политического, экономического и культурного развития наших народов и государств с привлечением научной и творческой интеллигенции России и Беларуси. Активнее возрождать российско-белорусские творческие фестивали, выставки произведений искусств, Дни культуры, начать систематически переводить лучшие литературные произведения с белорусского языка на русский, с русского – на белорусский.
Нельзя забывать и о роли СМИ, а именно об их возможностях создавать благоприятный, доброжелательный информационный фон для российско-белорусской интеграции. В современных геополитических реалиях это очень важный момент. Через электронные и печатные СМИ необходимо проводить материалы, способствующие укреплению дружбы и взаимного уважения, дальнейшему культурному и духовному сближению россиян и белорусов, народов бывшего Советского Союза.

Особое значение имеет договорно-правовая сфера гуманитарной интеграции. Чувствуется, что сегодня нам не хватает двусторонних консультативных комитетов, которые бы занялись разработкой и совершенствованием двусторонних нормативных правовых актов, совместных программ социально-культурного развития, научных исследований. В комитеты обязательно должны войти представители гражданского общества, общественных организаций этнокультурной направленности.
Хорошей законодательной платформой для этой работы может стать разработанный по инициативе Комитета Государственной Думы по делам национальностей
4-го созыва в рамках Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ модельный закон «Об этнокультурных объединениях граждан». В его основе лежат федеральные законы РФ «Об общественных объединениях» и «О национально-культурной автономии». В настоящее время он готов к рассмотрению на майском пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи СНГ.
Хочу сказать о значении национально-культурных автономий (НКА). Это одна из форм реализации культурных интересов представителей этнических меньшинств, помогает решать проблемы развития языков и культур, способствует упрочению гражданского мира и единства.
По данным Министерства юстиции РФ, в России действует 18 федеральных и более 600 региональных и местных НКА. Федеральный закон «О национально-культурной автономии», сыгравший важнейшую роль в их деятельности, постоянно совершенствуется. В январе вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О национально-культурной автономии», суть которого заключается в том, что государственная поддержка НКА всех уровней должна осуществляться за счет бюджетов всех уровней: федерального, субъектов Федерации и муниципальных. Благодаря другой поправке восстановлен и функционирует, теперь при Министерстве регионального развития РФ, Консультативный совет Федеральных национально-культурных автономий.
На мой взгляд, заслуживает распространения опыт финансирования государственной политики в сфере межэтнических отношений. Впервые в истории многонациональной России предусмотрены средства на государственную национальную политику, в том числе на помощь НКА и другим национальным общественным объединениям.
Беларусь, где в межнациональном согласии проживают представители более 140 народностей, тоже накопила богатый опыт. Ситуация здесь положительно стабильная, каких-либо конфликтов на этнической и вероисповедальной основе нет. Это закономерный результат государственной политики, направленной на конструктивное взаимодействие с общественными объединениями, поддержание межнационального мира и согласия, обеспечение оптимальных условий и возможностей для реализации прав на национально-культурное развитие.
В Республике Беларусь действуют 124 общественных объединения граждан 25 национальностей. С целью сохранения стабильности в сфере этнонациональных отношений на республиканском уровне в регионах работает Программа развития конфессиональной сферы, национальных отношений и сотрудничества с соотечественниками за рубежом на 2006-2010 годы, соответствующие региональные программы. Представители национальных общностей при Уполномоченном по делам религий и национальностей создали Консультативный межэтнический совет.
Это важно, поскольку национально-культурные объединения имеют большое значение для решения наиболее актуальных проблем этнокультурного развития россиян и белорусов, формирования единого правового пространства. Поэтому модельный закон «Об этнокультурных общественных объединениях граждан» очень важен и нужен для всех государств постсоветского пространства, так как создает правовую основу для дальнейшего сближения народов стран СНГ.
Его уникальность в том, что Россия, развивая концепцию этнокультурных общественных объединений, действующих на экстерриториальной основе, создает правовой прецедент – развития этнокультурных, языковых традиций стран СНГ, вышедших из единого многонационального государства, через модельный закон. Аналогов такой деятельности в мировой практике нет.
Законопроект предусматривает законодательное закрепление права граждан на создание национально-культурных объединений, создает правовую основу для свободной этнокультурной самоорганизации, удовлетворения потребностей в этнокультурном развитии (приверженности к языку, духовным ценностям, традициям, религии и т.д.) безотносительно к месту проживания и специфики национально-государственного или территориально-государственного образования. Проект основан на принципиально новых методологических посылках. Субъектом реализации прав на этнокультурное и языковое развитие он признает гражданина и ему предоставляет право свободного выбора своей национальной и языковой принадлежности и форм удовлетворения национально-культурных запросов.
Это существенно снижает риск межнациональных конфликтов. Ситуация выводится из тупика бесконечных претензий на установление «этнической государственности», поскольку «полем» равноправного удовлетворения национальных запросов и интересов становится гражданское общество. Свободный гражданин получает национальную самореализацию среди таких же свободных граждан, принадлежащих к другим национальностям.
Надеюсь, что законопроект поможет преодолеть сложившийся стереотип, когда некоторые граждане или группы лиц претендуют на представительство народа, с которым себя ассоциируют. Такие претензии часто осложняют межнациональные и межгосударственные отношения. А возможности национально-культурного объединения выражают интересы и волю только тех, кто в них объединяется. Таким образом, этот законопроект снимает причины национальных конфликтов, открывает свободу гражданского творчества в области национально-культурного строительства и является хорошей основой для дальнейшего сближения и более глубокой интеграции братских государств.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Родители школьников жалуются на чрезмерную учебную нагрузку
  2. За ночь 23 украинских беспилотника уничтожили над четырьмя регионами РФ
  3. Владимир Путин: РФ будет продолжать испытания новейших ракет, в том числе в боевых условиях
  4. Александр Лукашенко дал политическое убежище польскому экс-судье Томашу Шмидту
  5. Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании коллегий МИД Беларуси и России
  6. Картошку от Александра Лукашенко посадят в горах Дагестана
  7. Вячеслав Володин: Владимир Путин принял решение, которое мы поддерживаем
  8. Сергей Лавров: РФ и Беларусь будут добиваться справедливости, используя оставшиеся международные правовые инструменты
  9. Сергей Лавров и Максим Рыженков обсудили подготовку заседания Высшего госсовета Союзного государства
  10. Главы МИД РФ и Беларуси подписали заявление об общем видении Евразийской хартии
  11. Сергей Лавров заявил, что Беларусь сможет участвовать во всех мероприятиях БРИКС
  12. Сергей Лавров: Зеленский испугался ответа на применение дальнобойных ракет
  13. ВЦИОМ: Уровень доверия россиян Владимиру Путину составил 78,8%
  14. Александр Лукашенко пообещал отключить интернет в случае новых беспорядков в Беларуси
  15. Сергей Лавров и Максим Рыженков возложили цветы к Вечному огню Брестской крепости

Парламентское Собрание

Вячеслав Володин: ПС в декабре рассмотрит бюджет Союзного государства на 2025г

Вячеслав Володин заявил, что в декабре пройдет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, где будет рассмотрен бюджет Союзного государства на следующий год.

Политика

Владимир Путин поговорил с Реджепом Эрдоганом об улучшении торговли

Состоялся телефонный разговор между Владимиром Путиным и Реджепом Эрдоганом.

МНЕНИЯ

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

Прилет по приглашению

Павел Родионов

«Опять зеленеет орешник. Орешник под нашим окном».

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также