Нужен легитимный парламент
Недавно на пленарном заседании Государственной Думы бывшим депутатам Парламентского Собрания Союза Беларуси и России – депутату Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь третьего созыва Валентину Симирскому и члену Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь третьего созыва Николаю Чергинцу были вручены Почетные грамоты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – за большой вклад в развитие отношений парламентов двух стран.
Годы, проведенные в парламенте, меня многому научили и показали: чем эффективнее развиваются отношения Беларуси с Россией, тем эффективнее они будут развиваться и с другими странами – на Западе уважают дружбу наших народов и двух государств. С пониманием относятся к совместным усилиям, направленным на сохранение мира, стабильности, формирование новой международной системы безопасности. И парламентарии могут сыграть одну из главных ролей.
Вспоминаю Югославию, которая в свое время хотела войти в состав Союзного государства, и невольно думаю: стань она членом нашего Союза или поведи себя депутаты решительнее, когда НАТО и США развязали против нее самую настоящую войну, сегодня мы бы не стали свидетелями последствий, разрушительных не только для Югославии и сербского народа, но и Европы, получившей в самом центре воинствующее мусульманское государство и широкие тропы продвижения наркотиков в Европе. США и НАТО создали опасный прецедент передела мира, наплевав на все нормы международного права и мнение народов и многих государств.
Югославские события десятилетней давности невольно сравниваю с грузинской агрессией против Южной Осетии и Абхазии. И вывод такой: если бы не помощь России, эти государства были бы стерты с карты мира. Но и сейчас без международной поддержки над ними, как дамоклов меч, будет висеть угроза уничтожения.
Эти государства и их народы нуждаются в поддержке извне, и в первую очередь со стороны участников Союзного государства. Если мы им не поможем, последствия могут быть непредсказуемыми не только для Абхазии и Южной Осетии. Отказ или нежелание членов мирового сообщества их поддержать наверняка будет использован теми, кто желал бы присоединить их к Грузии военным путем и сохранять в регионе никому не нужные очаги напряженности.
Это опасно: мир не так стабилен, как кажется. Есть несколько «взрывателей», способных привести его к масштабному военному конфликту. Поэтому важно, чтобы народы, парламенты, президенты понимали: иногда независимость требует помощи мирового сообщества, конкретных государств и конкретных народов. Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии. Парламентское Собрание Союза Беларуси и России дало им статус наблюдателей. В Беларуси вопрос признания их независимости в стадии решения. Дай Бог, до июля она признает независимость этих республик. А там, глядишь, они войдут в состав Союзного государства.
Кстати, кроме Беларуси и России активным сторонником интеграции на постсоветском пространстве выступает Казахстан, который не скрывает интереса и к строительству Союзного государства. Почему бы союзным и казахским парламентариям не изучить этот вопрос? Это не только укрепит экономический и оборонный потенциал каждой стороны и Союзного государства в целом, но и позволит повысить уровень безопасности и жизни наших народов.
Что еще можно сделать, чтобы наши народы были спокойны за свое обеспеченное будущее? Имеющиеся у России и Беларуси возможности, включая дополнительные, использовать для укрепления наших отношений и создания в кратчайшие сроки независимого, крепкого Союзного государства. И речь не только о развитии торгово-экономических, но и политических отношений. Важно, чтобы руководители наших государств, опираясь на национальные парламенты и волю народов, еще раз подумали, как решать поставленные самой жизнью задачи.
Анализируя становление союзного парламентаризма, главную задачу союзного депутатского корпуса вижу в том, чтобы сделать Парламентское Собрание Союза Беларуси и России легитимным, полномасштабным парламентом, уполномоченным создавать правовую основу, которая послужит основанием для укрепления Союзного государства в целом как на международной арене, так и внутри. И сделать это, не дожидаясь принятия Конституционного Акта.
Хорошо знаю, что зачастую дельные инициативы союзных парламентариев не находили понимания у руководства, особенно России, пусть не первых лиц, но находящихся у руля или в штабе страны, не желающих создать Союзное государство. Были и такие, которые вредили этому процессу, преследуя личные цели, далекие от целей, стоящих перед народами наших стран. Справедливости ради следует отметить, что и в Республике Беларусь имеются такие люди. Здесь тоже надо было бы наладить взаимодействие.
Хочу обратить ваше внимание вот на что. За годы работы в белорусском парламенте, Парламентском Собрании я не помню, чтобы парламентскую депутацию другой страны во время визита в страну принял Президент России, как это делает Александр Лукашенко. Он всегда принимал делегации Парламентского Собрания, Государственной Думы, Федерального Собрания в целом или Совета Федерации.
Как председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики я неоднократно пытался решить этот вопрос. Не получилось ни разу. Однажды нас принял Михаил Фрадков, в то время Председатель Правительства России.
Это настораживает. На мой взгляд, это упущенные возможности для развития национального парламентаризма и законодательной базы Союзного государства в целом. Почему не взять за правило высшим руководителям двух стран оказывать парламентариям, особенно тем, которые работают в деле строительства Союзного государства, больше внимания? Для становления союзного парламентаризма это очень важно.
Встречи с президентом парламентариям нужны не ради красного словца. Это прекрасная возможность посоветоваться с главой государства-участника о том, что именно они могут сделать для создания единого законодательного пространства, выработки проектов законов, пусть модельных, но которые станут базой для развития национального законодательства в свете видения российского главы. Кроме того, немаловажно услышать его мнение из первых уст, оно будет воспринято как руководство к действию.