За содружество парламентариев
Российские и белорусские депутаты предлагают создать свой клуб и пригласить в него украинских коллег Последнее заседание депутатской группы Государственной Думы по связям с Парламентом Республики Беларусь на тему «Об углублении взаимодействия и развитии межпарламентских контактов между Государственной Думой Российской Федерации и Национальным собранием Республики Беларусь» рядовым не назовешь.
Последнее заседание депутатской группы Государственной Думы по связям с Парламентом Республики Беларусь на тему «Об углублении взаимодействия и развитии межпарламентских контактов между Государственной Думой Российской Федерации и Национальным собранием Республики Беларусь» рядовым не назовешь. На нем впервые присутствовали белорусские депутаты, среди которых – председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и национальной безопасности Нина Мазай и член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и связям с СНГ Раиса Тиханская.
На нем была озвучена идея о создании клуба депутатов, куда по зову сердца могли бы войти российские и белорусские парламентарии, не состоящие в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России. И в качестве наблюдателей – депутаты Верховной рады Украины. А заезженные донельзя определения «развитие» и «углубление» на этом заседании обрели конкретный смысл.
Чувствовалось, что оно проходит в свете решений февральского Высшего Государственного Совета. Участники откровенно говорили о том, что мешает выполнению планов. Ведь в условиях экономического кризиса наиважнейшим для экономики Союзного государства является выполнение Плана совместных действий, подписанного двумя президентами и подтвержденного ими на недавней встрече в Завидове.
Самым убедительным защитником промышленной и торгово-экономической интеграции, как всегда, выступил Павел Бородин. Оперируя цифрами, легко доказал, что проволочки в реализации положений плана, союзных программ, как и коррупция в эшелонах исполнительной власти, ведут к существенным материальным потерям союзного бюджета. Почему по нашим полям не бегает белорусская сельскохозяйственная техника? Да потому, что ее стоимость в разы меньше, чем у японской и американской. Следовательно, меньше и откаты в карман чиновника. Вот и платит Союзное государство втридорога, зато взяточники живут припеваючи.
Та же картина и с качественным белорусским продовольствием. Россия выделила квоты на закупку американского и еще незнамо чьего мяса, молока, а на белорусскую животноводческую продукцию – нет. Раз наши прилавки забиты импортным ГМО, значит, мы поддерживаем чужого, вполне обеспеченного фермера. В то время как поддерживать надо белорусских крестьян и загибающееся российское сельское хозяйство, союзных сельхозпроизводителей, скооперированных более чем на 80 процентов.
Коллегии сельскохозяйственных министерств не работают, возмущался Государственный секретарь Союзного государства. Аграрные возможности России и Беларуси на полную мощь не используются. Российские крестьяне, в отличие от американских и западноевропейских фермеров, получают смешные дотации. Горючее в страду дорожает без меры, нормальные кредиты, которые работали бы на развитие хозяйства, не возьмешь. А если и произведешь что-нибудь, не сбудешь. Перекупщики платят мизер, им расходы не покроешь. О продовольственной безопасности в России можно забыть. Маленькая Япония полностью обеспечивает себя собственным продовольствием, а громаднейшая Россия – на 50 процентов с небольшим. А может, и того меньше. Доколе?!
Рабочий союзный парламет необходим как воздух. Без помощи депутатов, считает Павел Бородин, от застоя с принятием союзных программ, выполнением решений ВГС и союзного Совмина не избавишься, некоторые неторопливые министерства с мертвой точки не сдвинешь. Было предложено создать специальную аграрную депутатскую группу, которая бы серьезно занялась решением аграрных проблем в наших странах и продвижением качественной, дешевой сельскохозяйственной продукции на наши прилавки. Пора изгнать опасные для здоровья и жизни продукты с наших столов.
Чувствовалось, что терпение депутатского корпуса подходит к концу. Пора браться и за коррупционеров, вставляющих палки в колеса нашей интеграции, тормозящих развитие экономики Союзного государства.
Поэтому, пояснил заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам ветеранов Франц Клинцевич, ведущий заседание, свои действия необходимо координировать не только депутатам Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, но и всем российским и белорусским законодателям, разрабатывающим национальные проекты законов. Они должны проходить экспертизу на соответствие наднациональному законодательству. А зачастую бывает так: не успели принять национальный закон, а применять его нельзя – не вписывается в единую законодательную базу. Так далеко не уедешь, и задачи, поставленные президентами, не выполнишь. А они нешуточные: одно «обеспечение благоприятного и равноправного режима торгово-экономической деятельности для субъектов хозяйствования двух стран» чего стоит. Ведь Беларусь обеспечивает работой около десяти миллионов россиян. У нас закупается до 70 процентов комплектующих для таких гигантов, как МАЗ и БелАЗ.
Чтобы важные решения не «заволокитили», необходим депутатский контроль их реализации. Это будет проще сделать, создав внутри больших групп по связям с парламентом Беларуси или России небольшие группы по направлениям. В них и могли бы войти депутаты, не состоящие в Парламентском Собрании. А таковых с каждым годом становится все больше. Хороший признак! Кроме того, заседания больших групп парламентов можно приурочивать к заседаниям союзных комиссий, национальных комитетов, приглашать на них белорусских и российских депутатов, представителей министерств и ведомств, Постоянного Комитета Союзного государства. И только после того, как вопрос будет рассмотрен со всех сторон, выработано единое мнение, его можно будет направлять в Парламентское Собрание, Совет Министров Союзного государства или Высший Государственный Совет.
Но и это еще не все: было предложено наладить взаимодействие не только на уровне парламентов, но и работников секретариатов и аппаратов комитетов национальных парламентов, чтобы секретари и помощники депутатов в Госдуме, например, с пониманием и уважением относились к их союзным обязанностям и помогали общему делу. А то, бывает, стоишь в приемной, а секретарь или помощник смотрит на тебя как на назойливого попрошайку.
Наталья ДОЛГУШИНА