Пространство СНГ – зона наших интересов
О приоритетных задачах парламентариев во внешнеполитической деятельности специально для «СВ» рассказывает член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике, председатель Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей ОСТРОВСКИЙ.
Мы убедились в том, что в начале XXI века классическая силовая политика из реальной политики не исчезла, в чем нас неоднократно пытались убедить лидеры стран с «высокой степенью демократии», и, скорее всего, не исчезнет. Потрясения на мировых финансовых рынках только укрепили Россию в стремлении смелее и активнее отстаивать национальные интересы, скорректировать приоритеты внешней политики, отказавшись от второстепенных целей, определить вектор отношений с государствами СНГ.
Из-за мирового экономического кризиса и в какой-то степени из-за двусмысленного отношения к постсоветской интеграции многие страны СНГ находятся на грани банкротства. Может случиться так, что никакие кредиты МВФ им уже не помогут, поскольку, предоставляя займы, этот фонд требует выполнения условий, являющихся сейчас главной головной болью не только финансистов, но и политиков и лидеров государств. Поэтому нежелание ряда наших партнеров консолидировать усилия Содружества в создании антикризисных торгово-экономических механизмов может не только обернуться против них, но и спровоцировать социальные, внутри- и внешнеполитические конфликты.
На мой взгляд, изменить ситуацию на постсоветском пространстве к лучшему поможет усиление межпарламентских связей и ориентация парламентских структур СНГ на решение проблем межгосударственных региональных институтов – Исполкома СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, Союза Беларуси и России и других. К участию в наших крупных мероприятиях можно приглашать парламентские структуры и общественные организации западных стран.
Давайте обратимся к опыту Евросоюза, парламентарии которого активно помогают строить защитный панцирь вокруг своих государств. Например, следом за «Средиземноморским партнерством» и «Северным измерением», учрежденным несколько лет назад, в конце прошлого года лидеры ЕС одобрили «Восточноевропейское партнерство». В новый «круг влияния», в том числе через парламентский корпус, попали Азербайджан, Армения, Грузия, Молдавия и Украина.�
Евросоюз заявил, что был вынужден активизировать «политику добрососедства», потому что происходящее в странах Восточной Европы и Кавказа небезразлично для его безопасности. Но разве нам – не только российским парламентариям, но и коллегам по СНГ – �это безразлично? Разве Россия не нуждается в «зоне безопасности, благополучия и сотрудничества» на пространстве СНГ? Конечно, нуждается.
В подтверждение своей мысли напомню слова Президента России Дмитрия Медведева, сказанные на заседании Совета безопасности России: «Ключевая задача для России – обеспечить� стабильное и дружественное окружение, а также использовать совместные с этими государствами преимущества для роста национальной конкурентоспособности, для успешной интеграции в региональные и мировые процессы и, конечно, для развития полномасштабных гуманитарных связей и обеспечения прав наших соотечественников». На мой взгляд, для нас это программа выстраивания отношений на ближайшую перспективу и с парламентами СНГ, и структурами ЕС.
Мы должны иметь пророссийское парламентское лобби не только в соответствующих структурах СНГ, но и в ПАСЕ, Европарламенте, ОБСЕ, Парламентской ассамблее Совета НАТО, чтобы формировать объективную оценку и дружественное отношение к России. Пока же российского лобби нет даже в странах СНГ, а если и есть, то настолько скромное, что никакого влияния оказать не может. В отличие от украинского или казахстанского лобби в России, которые последнее время заметно набирают силу.
Как исправить ситуацию? Например, менять характер гуманитарной интеграции, усилить поддержку неправительственных организаций, объединений российских соотечественников. Создавать и развивать российские культурные центры, восстанавливать языковые и образовательные связи, практиковать выделение грантов на обучение молодежи как в России, так и в странах СНГ, поддерживать и защищать интересы пророссийских деловых кругов.
Для решения этих задач нужно повысить роль и ответственность межпарламентских комиссий Госдумы, нередко носящих ознакомительно-развлекательный характер. Инструменты, которыми мы располагаем, в полную силу не используются. Нет целостности подходов, взаимодействия в работе с международными парламентскими организациями и структурами. Мы не ищем новые модели и формы парламентского влияния, слабо используем контакты как на официальном, так неофициальном уровнях. Иными словами,�наша работа не отвечает современным вызовам и тенденциям. Поэтому порой мы и не способны выдержать яростные атаки наших противников.
Создается впечатление, что депутаты �из стран СНГ иногда забывают о взаимных обязательствах в рамках Содружества. Это негативно сказывается на авторитете России среди партнеров по международным организациям. Поэтому говорить о конструктивном парламентском влиянии не приходится.
Приятным исключением стала работа Парламентской ассамблеи ОДКБ под председательством Бориса Грызлова.� Неудивительно, что ведущие позиции в парламентских ассамблеях СНГ, ЕврАзЭС заняли депутаты парламента Казахстана и других субъектов межпарламентского сотрудничества.
Призываю коллег пересмотреть роль� и место парламента в реализации положений Концепции внешней политики на пространстве СНГ. Как и деятельность аппаратов Межпарламентской ассамблеи, ЕврАзЭС, ОДКБ. Возможно, подумать и об изменении регламентов этих структур. Геополитическая обстановка вокруг России меняется с такой скоростью, что медлить уже нельзя.