САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Елена АФАНАСЬЕВА:

Обеспечить достойный уровень жизни Любое государство, провозгласившее себя социальным, а именно так написано в Конституции России и Беларуси, уделяет социальной политике и поддержке наименее защищенных слоев населения самое пристальное внимание. В Союзном государстве ею занимается Комиссия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам. О том, что уже сделано, о планах на ближайшую перспективу рассказывает член этой комиссии, член Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Елена АФАНАСЬЕВА.

Обеспечить достойный уровень жизни

Любое государство, провозгласившее себя социальным, а именно так написано в Конституции России и Беларуси, уделяет социальной политике и поддержке наименее защищенных слоев населения самое пристальное внимание. В Союзном государстве ею занимается Комиссия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам.
О том, что уже сделано, о планах на ближайшую перспективу рассказывает член этой комиссии, член Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Елена АФАНАСЬЕВА. Два народа, решившие жить в едином государстве, должны иметь на его территории одинаковые права – на передвижение, место жительства, трудоустройство, трудовую и социальную защиту, пенсионное обеспечение, получение образования, медицинское обслуживание и так далее. Широкий спектр весьма болезненных социальных проблем и вопросов, возникающих у граждан Союзного государства, без унификации национальных законодательств Беларуси и России, совершенствования миграционной политики, формирования общего рынка труда, единого образовательного пространства, здравоохранения решить невозможно. Гармонизацией законодательств, регламентирующих эти области союзного строительства, и занимается наша комиссия с первого дня ее создания.
И хотя Концепция социального развития Союзного государства до 2010 года была принята в 2003 году, огромный толчок развитию этой сферы был дан в январе 2006 года, когда два президента подписали Соглашение об обеспечении равных прав граждан Беларуси и России на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства. В 2006-2008 годах были заключены межгосударственный Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения, межправительственное Соглашение о порядке оказания медицинской помощи гражданам наших стран в учреждениях здравоохранения Беларуси и России, Соглашение о развитии сотрудничества в области производства и взаимопоставок лекарственных средств. Благодаря этому многие вопросы, непосредственно затрагивающие сферу жизнеобеспечения граждан Беларуси и России, успешно решаются.
Мы унифицировали программу общеобразовательной школы, договорились о взаимном признании дипломов об окончании учебных заведений, обеспечении равных прав на поступление в средние специальные и высшие учебные заведения с выплатой стипендий и обеспечением проживания, о создании совместных государственных вузов.
Для претворения в жизнь положений Программы совместной деятельности по унификации законодательства в социально-трудовой сфере и сближению уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России на 1999-2001 годы парламентарии заложили исходную базу правовой гармонизации в социально-трудовой сфере и разработали более 30 проектов унифицированных нормативных правовых документов.

В их числе – проекты трудовых кодексов, законов «Об охране труда», «О страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О занятости населения», Концепции системы управления охраной труда и Концепции экономического механизма, стимулирующего нанимателей (работодателей) создавать на производстве безопасные условия труда; единая методика оценки сложности труда и построения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей служащих и другие документы. Эта работа получит развитие в Программе совместной деятельности по дальнейшему сближению законодательства в социально-трудовой сфере и уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России на 2008-2011 годы. Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерство труда и социальной защиты РБ уже приступили к ее реализации. Когда эти нормативно-правовые акты вступят в силу, россияне и белорусы смогут найти работу, не отходя от своего компьютера, пользуясь единой базой трудовых ресурсов.
Много нареканий не так давно вызывала миграционная политика. Теперь, когда законодатели разработали и законодательно ввели миграционные карты единого образца для иностранных граждан, следующих в Россию через территорию Беларуси или в обратном направлении, россияне и белорусы вздохнули с облегчением: их это не касается. Им достаточно зарегистрироваться по месту проживания.
Положительные изменения произошли и в области здравоохранения. Несмотря на различие его моделей, в обоих государствах принимаются идентичные меры реструктуризации системы здравоохранения, управления качеством медицинской помощи и стандартизации медицинских технологий. И в Беларуси, и в России формируются программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Это уравняет наших граждан в правах на оказание медицинской помощи, ликвидацию медицинских последствий катастрофы на ЧАЭС, производство и взаимные поставки лекарственных средств и изделий медицинской техники, повышение квалификации медицинских кадров.
В 2008 году вступило в силу Соглашение о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Беларуси и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения России. Оно закрепляет равенство прав граждан, постоянно проживающих на территории Беларуси или России, Героев Советского Союза и полных кавалеров орденов Славы трех степеней на получение всех видов медицинской помощи. А также граждан, временно прибывающих на территории государства-участника, – на получение скорой медицинской помощи и медицинской помощи в случае возникновения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также и амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи.
Год назад в Минске было подписано Соглашение о развитии сотрудничества в области производства и взаимопоставок лекарственных средств. И для белорусов, и для россиян это имеет большое значение. Российский рынок забит дорогими импортными лекарствами или фальшивками, представляющими опасность не только для здоровья, но и для жизни населения. Подписанный документ предусматривает выработку единых требований, в соответствии с которыми стороны взаимно признают результаты доклинических и клинических исследований лекарственных средств. Это значительно сократит путь качественных белорусских лекарств на прилавки российских аптек. Главное – ограничить аппетит лоббистов некачественной, но приносящей огромные барыши лекарственной продукции.
Особо хочется сказать о назначении и выплате пенсий гражданам России и Беларуси, переехавшим на постоянное место жительства в соседнее государство. Предметом правового регулирования в этой области являются пенсионное обеспечение, уплата взносов на государственное социальное страхование, предоставление помощи по временной нетрудоспособности, по безработице, на погребение, семейных пособий, возмещение вреда в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием. Договор направлен на решение вопросов как уже состоявшихся, так и будущих пенсионеров. А это немалый контингент: за 1990-2007 годы на постоянное место жительства в Беларусь прибыли 37,3 тыс. пенсионеров, в Россию – 30,3 тыс. белорусских пенсионеров. А не так давно и в Парламентское Собрание, и в Постоянный Комитет приходило немало писем от пенсионеров, жалующихся на то, что, переехав из Беларуси в Россию, они не могли вовремя получить свои пенсии. Наконец мытарствам стариков пришел конец.
В основу договора заложен принцип пропорциональности. В соответствии с ним пенсия или ее часть назначается и выплачивается государством, на территории которого накоплены пенсионные права. Каждое государство назначает и выплачивает часть или полный размер пенсии за трудовой стаж, приобретенный на его территории после распада СССР – 13 марта 1992 года. За трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает государство, в котором гражданин постоянно проживает на момент обращения за пенсией. Если человек после распада СССР работал в России, а затем переехал в Беларусь, при достижении пенсионного возраста органы по труду, занятости и соцзащите Беларуси назначат ему пенсию только за стаж работы в Беларуси. Кроме того, Беларусь возьмет на себя обязательства и по выплате ему пенсии за работу во времена СССР. За стаж, выработанный в России после распада СССР, пенсию будет платить Россия. Такая же схема применима и к гражданину Беларуси, который переселился в Россию.
Принципиально важным является то, что гражданин имеет право выбора и сам решает, какой вариант для него выгоднее. Те, кто переехал в соседнее государство до вступления в силу договора, могут рассчитывать на пересмотр ранее назначенных пенсий, что не повлечет уменьшение их размера.
Тем не менее, несмотря на очевидные достижения, члены Парламентского Собрания далеки от мысли, что в деле формирования общего социального пространства не осталось нерешенных проблем. Главный недостаток большинства принятых нормативно-правовых актов в том, что они носят рекомендательный, а не обязательный характер. Кроме того, отсутствует эффективная система контроля их исполнения.
На мой взгляд, стремление унифицировать все нормативные и законодательные акты вряд ли обоснованно – из-за их большого количества и многообразия сфер жизнедеятельности, огромного объема работ и значительных финансовых затрат. Полную унификацию затрудняют и национальные особенности. Целесообразнее, думаю, принять Основы законодательства Союзного государства как рамочные – для разработки национально-правовых актов, заключать двусторонние договоры и соглашения, которые позволят разрешить наиболее острые вопросы, вести единый мониторинг уровня жизни населения Беларуси и России, основанный на общей методологической базе. Эти меры будут способствовать обеспечению достойного уровня жизни всем слоям населения России и Беларуси. К чему, собственно, и должна стремиться высшая власть социального государства.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Песков заявил, что присутствие сил НАТО в Чёрном море угрожает России
  2. Сергей Митин: Судостроители планируют сдать до конца года еще 13 судов рыбопромыслового флота
  3. Рябков не исключил размещения ядерного оснащения в ответ на ракеты США в ФРГ
  4. Лукашенко назначил нового замминистра обороны
  5. Польша увеличит численность военных на границе с Беларусью почти в три раза
  6. Лукашенко заслушал доклад председателя Гомельского облисполкома об устранении последствий урагана
  7. Россия и Китай завершили совместные военно-морские учения
  8. Лукашенко: Все заложенные в Конституции принципы и нормы должны работать на практике
  9. МОК опубликовал окончательный список из 15 россиян, которые выступят на ОИ
  10. Эстония, вслед за Латвией и Литвой, запретила въезд автомобилям из Беларуси
  11. Лавров на заседании Совбеза ООН спросил у постпреда США, туда ли она пришла
  12. Владимир Путин обсудил по телефону важные вопросы с Наследным принцем Саудовской Аравии
  13. Россиян предупредили об угрозе продажи их квартир через «Госуслуги»
  14. Москалькова рассказала, как идет диалог по обмену пленными
  15. Из украинского плена вернули 95 российских военнослужащих

Парламентское Собрание

БРИКС обгоняет Большую семёрку по росту ВВП

Гегемоны превращаются в аутсайдеров

МНЕНИЯ

Не «друг», не «враг» и не «так»

Валерий Чумаков

Кандидат в Президенты США Дональд Трамп назвал идущего с ним в паре кандидата в вице-президенты

Сыграли против себя

Татьяна Вахромеева

Дональд Трамп  - о том, куда Америку завела политика ее руководства.

Надо идти до конца

Олег Зинченко

На войне как на войне

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также