Игорь УГОЛЬНИКОВ:
«Встретимся на премьере!» Главным в своей нынешней работе председателя Телерадиовещательной организации Союзного государства Беларуси и России Игорь Угольников считает два направления – развитие созданного чуть больше года назад телеканала ТРО и будущие съемки художественного фильма «Брестская крепость».
Главным в своей нынешней работе председателя Телерадиовещательной организации Союзного государства Беларуси и России Игорь Угольников считает два направления – развитие созданного чуть больше года назад телеканала ТРО и будущие съемки художественного фильма «Брестская крепость». – Провести гигантскую работу по получению лицензии на телеканал, наполнить его качественным и содержательным контентом, – размышляет Игорь Станиславович, – это, как показывает практика, еще полдела. Самое сложное – сделать передачи и программы телеканала доступными для массового телезрителя Союзного государства. К слову, сама идея создать на базе Телерадиовещательной организации новый телеканал была вынужденной мерой. Мы могли и дальше, как это было до нас, выпускать продукцию, «пристраивать» ее на федеральные телеканалы и не «иметь головной боли». Но, объективно говоря, многое из того, в чем сегодня нуждаются зрители, не интересует каналы из-за того, что для производства качественных телепроектов нужны значительные финансовые вливания и временные затраты. Коммерческой составляющей работы телевидения никто не отменял, а на «союзной» теме много не заработаешь!
Создавая новый телеканал, Игорь Угольников опирался только на энтузиазм и профессионализм своей команды – ведь работали и работают продюсеры, журналисты, режиссеры в рамках бюджета, отпущенного на деятельность Телерадиовещательной организации Союзного государства и не предусматривавшего создания чего-то нового.
– Мы сейчас работаем над тем, чтобы ко 2 апреля – Дню единения народов Беларуси и России – наш канал вошел в обязательный социальный пакет для распространения в кабельных сетях на территории Республики Беларусь и пополнил пакеты крупнейших кабельных и спутниковых операторов России, – отмечает И. Угольников. – Кроме того, ТРО вошел в одну из крупнейших сетей Москвы – АКАДО, ведем переговоры с «Триколором» и НТВ+. Сегодня передачи ТРО выходят на одном из центральных белорусских каналов. Крайне важно, чтобы на паритетных началах подобная трансляция союзных тем осуществлялась бы и на федеральных каналах. Мы ведем переговоры с ТВЦ.
За весьма короткий срок мы смогли наладить круглосуточное вещание канала ТРО, на котором ежедневно выходят блок новостей «Союзинформ», тележурнал «Союз» и программа «Москва – Минск». Сетка вещания насыщается новыми проектами. О событиях в жизни Союзного государства телезрителям рассказывают такие известные тележурналисты и ведущие, как Александр Минаков и Татьяна Худобина.
Одним из удачных направлений работы Телерадиовещательного союза стало создание документальных фильмов на исторические темы о нашем общем прошлом – эти проекты с большим интересом смотрят зрители и в России и в Беларуси, их охотно транслируют центральные российские каналы. Документальные фильмы «Брестская крепость», «Убить гауляйтера», «Громыко: девять кругов к вершинам власти» были показаны в прайм-тайм федеральными каналами, собрав большую аудиторию – зрители соскучились по вдумчивому, глубокому разговору о непростых эпизодах из истории России и Беларуси, очищенному от шелухи сиюминутной идеологии.
Художественный фильм
«В июне 41-го», снятый по заказу Телерадиовещательной организации Союзного государства, вошел в «двадцатку» телесобытий года; ТРО обладает правами собственности на эту ленту.
– Весь этот опыт, накопленный в кинодокументалистике, в работе над художественным фильмом о войне, – отмечает Игорь Угольников, – стал отправной точкой в творческом замысле снять широкомасштабную киноработу о первых днях Великой Отечественной, о защитниках Брестской крепости.
Идея фильма «Брестская крепость» никого не оставила равнодушной. Фильм будет сниматься по заказу Союзного государства. Команда «Мотор!», символизирующая начало съемок, будет дана в Бресте 1 июня. Сейчас продолжается подготовительный период, от которого во многом зависит выполнение графика съемок: пишется режиссерский сценарий, идет кастинг актеров, выполняются эскизы декораций, которые будут установлены прямо на территории мемориала, продумывается весь спектр визуальных спецэффектов.
– Мое твердое убеждение, – продолжает глава ТРО, – фильм должен сниматься только в Бресте. Не говоря уже об исторической достоверности, аутентичности тому воздуху, который важен для успеха киноработы, Брест уникален тем, что над этим городом солнце светит более 200 дней в году. А это очень важно для съемок, ведь мы будем работать едва ли не круглосуточно, чтобы успеть задействовать в съемках длинные световые дни.
Режиссером картины утвержден Александр Котт, а не Павел Чухрай, как ранее ошибочно сообщали некоторые СМИ. В настоящее время помимо
А. Котта над фильмом работают художник-постановщик Алим Матвейчук, который уже участвовал в съемках фильма о Брестской крепости «Я – русский солдат» (1995 год), и художник по костюмам Сергей Стручов. Сценарий написан целой группой авторов, в которую помимо Александра Котта вошли известный белорусский драматург Алексей Дударев, автор легендарной пьесы «Рядовые», Владимир Еремин и Константин Воробьев.
– Самое сложное для авторов сценария, – делится впечатлениями от работы Игорь Угольников, – было то, что сюжет, перенесенный на экран, должен быть, с одной стороны, документально точным и максимально достоверным, а с другой – это должно быть художественное произведение, привлекательное для аудитории своей динамичностью и зрелищностью, выстроенными сюжетными линиями.
Фабула фильма построена на воспоминаниях ветерана войны Одинцова, участника обороны цитадели, мысленно переживающего события тех дней. Тогда он, молодой и влюбленный, оказался в самом центре трагических событий обороны Брестской крепости.
Для режиссера Александра Котта это обращение к теме войны – не первый опыт. Выпускник ВГИКа (творческая мастерская Владимира Хотиненко) Александр Котт снял полнометражный фильм «Ехали два шофера», а также многосерийный телефильм по роману Валентина Пикуля «Конвой PQ-17».
Стоимость картины составит 225 миллионов рублей. Деньги на кинофильм были выделены из союзного бюджета еще в 2008 году. Но в связи с разногласиями по поводу прав на будущую картину и из-за того, что в то время соглашение о союзной собственности еще не вступило в силу и очень долго согласовывался вариант сценария с белорусской стороной, Совмин Союзного государства разрешил перенести реализацию мероприятия – съемки картины – на следующий, 2009 год. В российских рублях бюджет картины остался прежним, но он уменьшился по отношению к валютам, что для кинопроизводства является немаловажным фактором. Именно поэтому крайне важно не затягивать сроки съемок, не создавать искусственных бюрократических препон и проволочек. Тем более что все соглашения между киностудией «Беларусьфильм» и компанией «Централ Партнершип» достигнуты и подписаны. Премьера фильма назначена на май 2010-го. Показ «Брестской крепости» уже внесен в планы торжеств по случаю 65-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне.
Нина АЛЕШИНА