НЭП Союзного государства
В начале года на фоне мирового кризиса в Союзном государстве прошли два знаковых события: Совет Министров и Высший Государственный Совет. Был принят совместный план антикризисных мер, ряд других важных соглашений. Как они повлияют на рабочие планы членов Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике? Рассказывает ее председатель и председатель Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Олег ТОЛКАЧЕВ.
– На мой взгляд, есть реальный прогресс. Тем более что и на заседании Совета Министров Союзного государства, и на Высшем Государственном Совете бюджет-2009, сверстанный в прошлом году, принят, как и предполагалось, с 20-процентным увеличением. А это более 5 миллиардов российских рублей. Следовательно, ранее заявленные союзные программы и мероприятия будут профинансированы.
Наше сотрудничество в этой области переоценить невозможно. Особенно учитывая мировой финансовый кризис. План минимизации его последствий, подписанный правительствами Беларуси и России на заседании Союзного правительства, не только позволит сохранить наши рынки, но и активизирует российско-белорусскую интеграцию, позволит в полной мере использовать все наши возможности. Развитие производственной кооперации – тоже в числе приоритетных антикризисных мер, поддержка реальной экономики, особенно в российских регионах и белорусских областях.
Успехи нашего межрегионального сотрудничества отметил и Председатель Правительства России Владимир Путин, и Премьер-министр Республики Беларусь Сергей Сидорский. И, как не устает повторять Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин, оно вылилось в создание 5 миллионов дополнительных рабочих мест. А работа над новыми, наукоемкими, научными союзными программами позволит создать новые рабочие места, что в условиях экономического кризиса, затронувшего и наши страны, крайне важно.
– На прошедшем недавно совместном заседании комиссий по экономической политике и по бюджету и финансам вы искали новый механизм прохождения двусторонних проектов. Поиски увенчались успехом?
– Не совсем. Всем ясно, что терпеть такое положение больше нельзя. Предлагались разные варианты. Например, исключить из этого процесса этапы согласования с национальными Минфинами и полностью положиться на решение союзного Совета Министров. Это логично: на стадии разработки любой программы она просчитывается со всех сторон, определяются заказчики, исполнители, сроки разработки, источники и объем финансирования. Тем более что в состав Совмина входят все национальные министры, то есть те же самые чиновники. Разница лишь в том, что, когда они выступают от имени Совмина, считают союзные деньги. Представляя национальные министерства, заботятся о сохранении национальных кошельков.
Например, по какому-то проекту были освоены не все деньги, скорее всего, сами Минфины не перечислили их вовремя, и разработчики не успели выбрать все. По нынешним правилам, неиспользованные средства необходимо вернуть на счета России и Беларуси. Зачем ждать, когда они будут подсчитаны и опять переведены в бюджет Союзного государства? А не проще ли, ежегодно выделяя средства на окончание работы над этой программой, включить в них и прошлогодний остаток? Конечно, проще. Но каждый из Минфинов считает его своим. Положение усугубляет и несовершенство самих нормативно-правовых актов.
Выход из сложившейся практики я вижу только в создании реального Союзного государства.
– То есть в принятии Конституционного Акта, создании легитимного союзного парламента, формировании действующего наднационального правительства и так далее. Но до этого, похоже, еще далеко.
– Но это не значит, что нам нечего делать. Например, нескончаемая область совместного применения сил – учет союзной собственности. Для сохранения финансовой стабильности Союзного государства в условиях кризиса это наиболее актуально. Когда совместная собственность начнет приносить доход в общий кошелек, его объем увеличится на порядки.
На фоне роста цен на продовольственные товары нам необходимо развивать сотрудничество в агропромышленной сфере. Мы не только получим качественные продукты, но и поддержим наших крестьян, продовольственный рынок Союзного государства, сельскохозяйственное машиностроение, то есть регионы, где нехватка рабочих мест ощущается наиболее остро. Реализация союзных программ, внедрение научных разработок в производство сегодня одно из условий противостояния экономическому кризису.
– А как вы относитесь к идее сделать рубль региональной валютой?
– Положительно. Это уже начинает воплощаться в жизнь. На российский рубль уже приходится более половины всех расчетов между банками и субъектами хозяйствования Беларуси и России. Рублями мы оплачиваем 89 процентов белорусских товаров и услуг. Переход на российский рубль как региональную валюту выгоден и белорусской стороне. Он позволит сэкономить средства на покупке валюты на бирже, минимизировать риски от колебаний курсов. В условиях, когда нужно принимать решения мгновенно, это существенно упростит все финансовые операции, облегчит развитие кооперационных связей, взаимодействие наших банков, которые должны поддерживать все наши связи. К тому же, считаю, это хоть и незначительный, но все-таки шаг по направлению к единому платежному средству.
Последнее время мы уверенно держим курс на создание единого экономического пространства и таможенного союза и в двустороннем формате, и в рамках ЕврАзЭС, с участием Казахстана. В связи с этим перспективы углубления валютной интеграции, унификации законодательства в хозяйственной сфере, инвестиционное сотрудничество расширяются. Так что кризис кризисом, а стратегическое значение российско-белорусских отношений остается неизменным.
Беседовала
Наталья ДОЛГУШИНА