Динамика положительная
19 февраля в Москве Комиссия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам провела очередное заседание, на котором рассмотрела ряд вопросов, касающихся исполнения бюджетов Союзного государства 2007, 2008 и 2009 годов.
Чтобы исключить самый весомый фактор задержки финансирования союзных программ и мероприятий, комиссия рекомендовала Постоянному Комитету ускорить разработку проекта нормативного правового акта о проведении конкурсов и изменить календарный план финансирования Программы обустройства внешней границы Союзного государства на период 2007-2011 годы с целью ее своевременного завершения.
Что касается исполнения бюджета-2009, то в этом году опять возникли трудности с началом финансирования, поскольку на 1 января 2009 года бюджет не был утвержден Высшим Государственным Советом Союзного государства. Постоянный Комитет финансировал программы и мероприятия по отдельному перечню в размере не более одной двенадцатой доли в месяц от объема ассигнований предыдущего года. В полном объеме финансирование начнется только в марте.
Тем не менее в Заключении об исполнении бюджета-2007 Счетная палата Российской Федерации и Комитет государственного контроля Республики Беларусь отметили положительную динамику формирования бюджета Союзного государства в последние годы, но сделали ряд замечаний. В частности, обратили внимание на то, что до сих пор не разработаны и не приняты нормативные документы о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Союзного государства, о порядке и размерах авансовых платежей за работы и оказанные услуги. Поэтому государственные заказчики, исполнители программ и мероприятий при заключении договоров используют национальные законодательные акты, в которых, например, определены разные авансовые выплаты. Это ставит в неравные условия исполнителей.
Кроме того, анализ выполнения решений Высшего Государственного Совета Союзного государства и Совета Министров Союзного государства показал недостаточный уровень работы ряда министерств и ведомств России и Беларуси по исполнению порученных им решений. Контрольные органы внесли, в частности, предложение проанализировать, насколько своевременно они выполняют решения союзных органов власти.
На заседании активно обсуждался вопрос о подготовке Плана мероприятий по разработке нормативной правовой базы по учету, оценке и управлению активами, созданными и приобретенными за счет средств бюджета Союзного государства после ратификации Соглашения о регулировании вопросов собственности Союзного государства. Его вступление в силу дает возможность начать выработку механизмов формирования союзного имущества и создает правовую основу для проведения научно-исследовательских работ, в рамках которых будут разработаны и апробированы методики учета и оценки стоимости союзной собственностии т.д. Пока же их отсутствие не позволяет эффективно использовать результаты реализации союзных программ для формирования доходной части бюджета.
Вне повестки дня было предложено продумать механизмы финансирования союзных программ в условиях кризиса и девальвации национальной валюты до того, как наступит критический момент. В качестве превентивных антикризисных мер предложено экономить средства бюджета и исключить из перечня импортных технику и составляющие белорусского и российского производства. Поскольку в Союзном государстве производственная интеграция достигла чуть ли не 90 процентов, а импорт нынче дорожает с каждым днем. Не сделав этого, свои же предприятия самим же можно и обанкротить.
Наталья ВИКТОРОВА