Соглашение прямого действия
В какой степени ратифицированное Соглашение поможет гражданам наших государств чувствовать себя на территории союзной страны не как на чужбине? Три года и десять дней. Ровно столько времени прошло от подписания до вступления в законную силу после обмена на заседании Высшего Госсовета Союзного государства ратификационными грамотами Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан России и Беларуси на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства.
Три года и десять дней. Ровно столько времени прошло от подписания до вступления в законную силу после обмена на заседании Высшего Госсовета Союзного государства ратификационными грамотами Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан России и Беларуси на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства. Иной скептик заметит: опять обещанного три года ждали. Но ему можно возразить, вспомнив опыт Европы, где к открытым границам шли не одно десятилетие. Кстати, и сейчас в Евросоюзе, мягко говоря, хватает миграционных проблем. А что же у нас? Об этом наш разговор с исполняющим обязанности начальника Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь Алексеем БЕГУНОМ.
– Алексей Юрьевич, в какие сроки и какой комплекс мероприятий, включая подготовку межведомственных актов, будет проведен после вступления в силу Соглашения?
– Мы давно ждали момента, когда произойдет обмен ратификационными грамотами. И вот Соглашение обрело законную юридическую силу. Нашим департаментом подготовлены инструктивные указания в территориальные подразделения по применению отдельных положений Соглашения. Других практических мероприятий (по крайней мере, по линии МВД) для его реализации не требуется, так как оно является соглашением прямого действия и содержит те положения, которые в обязательном порядке должны применяться на практике. Со своей стороны Федеральная миграционная служба Российской Федерации проинформировала нас о том, что она подготовила инструктивные указания по некоторым аспектам выдачи разрешения на постоянное проживание гражданам Республики Беларусь, а также по применению отдельных положений Соглашения на территории Российской Федерации. Кроме того, необходимо будет провести консультации между компетентными органами России и Беларуси по ограничению выезда в третьи страны граждан наших государств, которые, в соответствии с национальным законодательством своей страны, ограничены в правах на выезд за границу. МВД Беларуси будет готовить соответствующее обращение по данному вопросу.
До настоящего времени, к сожалению, положения Соглашения, связанные с запретом на выезд в третьи страны граждан, в отношении которых установлены соответствующие ограничения, пока не применяются. Но Соглашение вступило в силу, имеются нормативно-правовые акты, которые приняты на территории обоих государств в отношении собственных граждан. Осталось только договориться об общем банке данных такой категории лиц, а также определить механизм взаимодействия заинтересованных органов.
– Будут ли отменены квоты на временное проживание и обязательная регистрация?
– По нормам Соглашения, граждане обоих государств, прибывающие на территорию страны – участника Союзного государства, освобождаются от регистрации на срок до 30 дней. И в России, и в Беларуси граждане своего же государства регистрируются и по месту жительства, и по месту пребывания. Определено время, в течение которого они должны зарегистрироваться. В Российской Федерации срок регистрации для своих граждан – 90 дней. Для граждан Республики Беларусь в соответствии с положениями Соглашения время постановки на миграционный учет – до 30 дней. Миграционная карточка при этом не заполняется, достаточно просто заполнить уведомление о постановке на миграционный учет.
– Наши читатели интересуются: что это за места, указанные в статье 2 Соглашения, для посещения которых, в соответствии с законодательством наших стран, требуется специальное разрешение?
– На территории каждого государства есть такие места. К примеру, пограничная зона – для ее посещения требуется соответствующий пропуск. Сегодня и в России, и в Беларуси существует нормативно-правовой акт правительства, который определяет перечень мест, для посещения которых иностранцам нужно получить специальное разрешение. Более того, собственные граждане также не могут беспрепятственно посещать такие территории – они допускаются туда на основании специальных разрешений или пропусков.
– В статье 4 Соглашения говорится, что заявления наших граждан о получении разрешения на постоянное жительство на территории другой Стороны рассматриваются в первоочередном порядке и в возможно короткие сроки. Какие это сроки? И существует ли сегодня в России и Беларуси внутриведомственный документ, который эту первоочередность определяет?
– На территории Беларуси разрешение на постоянное проживание, которое получает гражданин России, и порядок прохождения этой административной процедуры регламентируются соответствующим Указом Президента Республики Беларусь, где определен перечень документов, а также сроки рассмотрения ходатайства – до трех месяцев. Но мы понимаем, что для граждан Российской Федерации как для жителей Союзного государства такие сроки неприемлемы, и на сегодня срок рассмотрения устанавливается для них по практике до одного месяца. То есть в течение месяца мы по конкретному ходатайству выдаем разрешение или отказ в разрешении на постоянное проживание.
В Российской Федерации несколько другой порядок. Там для получения вида на жительство нужно было, в соответствии с законом о правовом положении иностранных граждан, прожить в стране не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Но, с учетом вступления в законную силу Соглашения, в отношении граждан Республики Беларусь так называемый ценз оседлости также распространяться не будет и можно будет сразу из процедуры временного пребывания получать вид на жительство. В Российской Федерации срок рассмотрения такого ходатайства составляет до шести месяцев. Дело в том, что у нас, в Беларуси, несколько проще сам механизм выдачи разрешения на постоянное проживание.
– В статье 8 Соглашения указано, что оно не затрагивает прав и обязательств Сторон, вытекающих из других международных договоров Сторон, если они устанавливают более широкие права гражданам Сторон. О каких договорах идет речь?
– Ратифицированное главами наших государств Соглашение носит широкоформатный характер. Мы находимся на первоначальной стадии формирования единого миграционного пространства, и это Соглашение – только базовый элемент в его формировании. Я думаю, появится еще целый ряд других международных договоров, которые будут регламентировать другие преференции, предоставляемые своим гражданам право на свободу передвижения, выбор места жительства, на выезд в третьи страны и так далее. Поэтому мы изначально внесли такую норму в Соглашение, чтобы потом не вносить в него изменения, а в рамках других международных договоров предоставлять собственным гражданам преференции, которые связаны, опять же, с квотой на временное проживание, с беспрепятственным выездом за границу, с возвращением на территорию страны, с вопросами гражданства и тому подобное.
– Алексей Юрьевич, когда вступившее в силу Соглашение реально начнет работать? Через месяц, два или больше?
– Нет, не месяц-два. В течение самого короткого промежутка времени каждый уполномоченный орган, который обязан реализовывать положения Соглашения, должен направить своим территориальным органам инструктивные указания, потому что Соглашение уже вступило в силу, его нормы уже сейчас действуют, поэтому они подлежат непосредственному применению. Например, мы сделали это сразу, как только узнали из СМИ о ратификации Соглашения. Просто, если у кого-нибудь возникнет необходимость в дополнительной трактовке тех или иных положений, в каких-то дополнительных рекомендациях, они могут подготовить соответствующие указания на места, как это сделали мы.
– То есть гражданин Беларуси в России и гражданин России в Беларуси уже могут с полным основанием требовать выполнения этого Соглашения – не дожидаясь, когда на места поступят указания сверху?
– Да, уже сейчас имеют право, не дожидаясь никаких дополнительных указаний. Если положения Соглашения не допускают двоякого толкования, то они являются нормами прямого действия и подлежат непосредственному применению. Гражданин Беларуси, который едет в Россию, может взять с собой положения этого Соглашения и настойчиво требовать от полномочных органов Российской Федерации их полного выполнения в отношении своих прав. Как и гражданин России на территории Беларуси. До ратификации Соглашения мы получали много обращений российских граждан, которые спрашивали, почему до сих пор не выполнялись требования по освобождению от процедуры регистрации в течение 30 дней, и тому подобное. Так вот, с 3 февраля 2009 года все эти положения должны обязательно выполняться.
– Подытоживая сказанное – получается ли так, что гражданин Беларуси на сегодня по свободе передвижения и по остальным моментам, так сказать, своей гражданской свободы практически полностью уравнен с гражданином России, и наоборот? Или есть еще моменты, которые надлежит доработать?
– Что касается вопроса свободы передвижения, то здесь права практически уравнены. Однако по своей правовой сути граждане России на территории Беларуси и граждане Беларуси на территории России все еще являются иностранными гражданами, разве что с более широким перечнем прав, чем у других иностранных граждан. Когда будет принят Конституционный Акт Союзного государства, когда будет определено положение о союзном гражданстве, тогда мы уже фактически сможем вести речь о том, что в своих гражданских правах мы полностью равны. А пока, я считаю, сам термин равенства прав со строго юридической точки зрения нужно использовать аккуратно.
Беседовал
Андрей БОБОК