САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Союзное государство

Единое образование нужно начинать со школы

С чего начинается депутатская инициатива? Из чего берутся те первоначальные замыслы наших парламентариев, из которых потом формируются предложения о внесении изменений в наши законы? И с какими реальными предложениями выступают сегодня те из российских и белорусских депутатов, которые работают в комиссиях Парламентского Собрания Союза Беларуси и России? Наш собеседник – член Комиссии Парламентского Cобрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир ЗДАНОВИЧ.

С чего начинается депутатская инициатива? Из чего берутся те первоначальные замыслы наших парламентариев, из которых потом формируются предложения о внесении изменений в наши законы? И с какими реальными предложениями выступают сегодня те из российских и белорусских депутатов, которые работают в комиссиях Парламентского Собрания Союза Беларуси и России? Наш собеседник – член Комиссии Парламентского Cобрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир ЗДАНОВИЧ. – Владимир Матвеевич, насколько продвинулся вперед за последние годы процесс формирования и развития единого образовательного пространства Беларуси и России?
– В этом направлении, со времени подписания Договора о создании Союзного государства, работа проведена действительно огромная. Между нашими странами на правительственном, ведомственном, вузовском и других уровнях заключено более трехсот договоров о сотрудничестве. Правила приема в белорусские и российские высшие и средние специальные учебные заведения предусматривают равные условия для граждан Беларуси и России. Успешно работают Белорусско-Российский университет в Могилеве и филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики в Минске. Два белорусских и два российских вуза осуществляют проект «Союзный научно-образовательный центр – Университет интеграции», где обучается более 150 белорусских граждан. Успешно реализуется программа Союзного государства «Подготовка белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях Российской Федерации».
Ежегодно из бюджета Союзного государства финансируется около десяти мероприятий для детей и юношества. С 2006 года проводится фестиваль «Молодежь – за Союзное государство». Основные направления дальнейшего взаимодействия министерств образования Беларуси и России определены согласованным ими Планом совместных мероприятий по формированию единого образовательного пространства на 2008-2010 годы. На этот период запланировано проведение совместных заседаний коллегий министерств, четырех научно-практических конференций, Дней образования Беларуси в России и Дней образования регионов Российской Федерации в Республике Беларусь, реализация совместного плана научно-исследовательских работ, мероприятия, посвященные 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, развитие договорной базы и прямых партнерских связей между российскими и белорусскими образовательными учреждениями.

– Однако предложения о разработке программы Союзного государства «Формирование и развитие единого образовательного пространства» пока так и не согласованы экономическими и финансовыми органами наших стран – по причинам как принципиального, так и технического характера. Чем это объясняется?
– Все это время наши государства в области образования все-таки шли своим путем. Поэтому объективно возникали отличия в функционировании наших образовательных систем – по срокам и правилам поступления в вузы, по учебным программам и планам и даже по самим специальностям, по которым ведется подготовка кадров. А поскольку границы у нас практически прозрачны и постоянно происходит обмен трудовыми кадрами, все более злободневным становится вопрос о скорейшем построении если не единой образовательной системы (это скорее задача на перспективу), то, по крайней мере, такого пространства, где с точки зрения образовательных процессов действовали бы единые правила.

– Каким же образом наше единое образовательное пространство может стать реальностью?
– В первую очередь через совершенствование законодательства. Наши взаимные пожелания – это, конечно, хорошо, но надо закреплять их в наших законах. Первейшая задача – гармонизация законов России и Беларуси как о высшем, так и о среднем и среднем специальном образовании.

– С какими конкретными инициативами здесь намерены выступить в ближайшее время депутаты вашей союзной парламентской комиссии?
– Одним из важнейших направлений нашей деятельности может стать разработка правовых норм, обеспечивающих создание опорных учреждений образования – центров формирующегося единого образовательного пространства. Да, у нас сегодня есть вузы Союзного государства, но они – надстройка, это конечная стадия подготовки специалиста. А школа – это начальная стадия образования человека, и нужно в России и Беларуси прежде всего создать школы, где ученики изучали бы одинаковые предметы, по единым программам и учебникам. То есть, по сути, находясь в разных государствах, получали одинаковое общее среднее образование, причем, что очень важно, образование высокого качества. И начинать, на наш взгляд, нужно с приграничных регионов. Например, определить по нескольку школ в Гомельской и Брянской, Смоленской и Витебской областях. Выпускникам таких школ надо создать одинаковые условия поступления в вузы наших стран – по времени и формам сдачи экзаменов. А впоследствии – решать вопрос трудоустройства этих специалистов на территории Союзного государства.
Если мы не разрешим законодательно этот вопрос, то само единое образовательное пространство теряет смысл как таковое. С другой стороны, если это станет реальностью и наши граждане поймут преимущества в подготовке и трудоустройстве таких специалистов, они сами потребуют увеличения числа таких школ и наши образовательные пространства объединятся гораздо быстрее.
С такой инициативой мы намерены в самое ближайшее время обратиться и к белорусскому Парламенту, и к Государственной Думе России. Полагаю, если будут приняты соответствующие поправки к российским и белорусским законам, наши министерства образования без особых проблем воплотят эту инициативу на практике, ведь уровень их сотрудничества на сегодня уже достаточно высок.

Беседовал
Андрей БОБОК

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также