Единое образование нужно начинать со школы
С чего начинается депутатская инициатива? Из чего берутся те первоначальные замыслы наших парламентариев, из которых потом формируются предложения о внесении изменений в наши законы? И с какими реальными предложениями выступают сегодня те из российских и белорусских депутатов, которые работают в комиссиях Парламентского Собрания Союза Беларуси и России? Наш собеседник – член Комиссии Парламентского Cобрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Владимир ЗДАНОВИЧ.
– В этом направлении, со времени подписания Договора о создании Союзного государства, работа проведена действительно огромная. Между нашими странами на правительственном, ведомственном, вузовском и других уровнях заключено более трехсот договоров о сотрудничестве. Правила приема в белорусские и российские высшие и средние специальные учебные заведения предусматривают равные условия для граждан Беларуси и России. Успешно работают Белорусско-Российский университет в Могилеве и филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики в Минске. Два белорусских и два российских вуза осуществляют проект «Союзный научно-образовательный центр – Университет интеграции», где обучается более 150 белорусских граждан. Успешно реализуется программа Союзного государства «Подготовка белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях Российской Федерации».
Ежегодно из бюджета Союзного государства финансируется около десяти мероприятий для детей и юношества. С 2006 года проводится фестиваль «Молодежь – за Союзное государство». Основные направления дальнейшего взаимодействия министерств образования Беларуси и России определены согласованным ими Планом совместных мероприятий по формированию единого образовательного пространства на 2008-2010 годы. На этот период запланировано проведение совместных заседаний коллегий министерств, четырех научно-практических конференций, Дней образования Беларуси в России и Дней образования регионов Российской Федерации в Республике Беларусь, реализация совместного плана научно-исследовательских работ, мероприятия, посвященные 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, развитие договорной базы и прямых партнерских связей между российскими и белорусскими образовательными учреждениями.
– Однако предложения о разработке программы Союзного государства «Формирование и развитие единого образовательного пространства» пока так и не согласованы экономическими и финансовыми органами наших стран – по причинам как принципиального, так и технического характера. Чем это объясняется?
– Все это время наши государства в области образования все-таки шли своим путем. Поэтому объективно возникали отличия в функционировании наших образовательных систем – по срокам и правилам поступления в вузы, по учебным программам и планам и даже по самим специальностям, по которым ведется подготовка кадров. А поскольку границы у нас практически прозрачны и постоянно происходит обмен трудовыми кадрами, все более злободневным становится вопрос о скорейшем построении если не единой образовательной системы (это скорее задача на перспективу), то, по крайней мере, такого пространства, где с точки зрения образовательных процессов действовали бы единые правила.
– Каким же образом наше единое образовательное пространство может стать реальностью?
– В первую очередь через совершенствование законодательства. Наши взаимные пожелания – это, конечно, хорошо, но надо закреплять их в наших законах. Первейшая задача – гармонизация законов России и Беларуси как о высшем, так и о среднем и среднем специальном образовании.
– С какими конкретными инициативами здесь намерены выступить в ближайшее время депутаты вашей союзной парламентской комиссии?
– Одним из важнейших направлений нашей деятельности может стать разработка правовых норм, обеспечивающих создание опорных учреждений образования – центров формирующегося единого образовательного пространства. Да, у нас сегодня есть вузы Союзного государства, но они – надстройка, это конечная стадия подготовки специалиста. А школа – это начальная стадия образования человека, и нужно в России и Беларуси прежде всего создать школы, где ученики изучали бы одинаковые предметы, по единым программам и учебникам. То есть, по сути, находясь в разных государствах, получали одинаковое общее среднее образование, причем, что очень важно, образование высокого качества. И начинать, на наш взгляд, нужно с приграничных регионов. Например, определить по нескольку школ в Гомельской и Брянской, Смоленской и Витебской областях. Выпускникам таких школ надо создать одинаковые условия поступления в вузы наших стран – по времени и формам сдачи экзаменов. А впоследствии – решать вопрос трудоустройства этих специалистов на территории Союзного государства.
Если мы не разрешим законодательно этот вопрос, то само единое образовательное пространство теряет смысл как таковое. С другой стороны, если это станет реальностью и наши граждане поймут преимущества в подготовке и трудоустройстве таких специалистов, они сами потребуют увеличения числа таких школ и наши образовательные пространства объединятся гораздо быстрее.
С такой инициативой мы намерены в самое ближайшее время обратиться и к белорусскому Парламенту, и к Государственной Думе России. Полагаю, если будут приняты соответствующие поправки к российским и белорусским законам, наши министерства образования без особых проблем воплотят эту инициативу на практике, ведь уровень их сотрудничества на сегодня уже достаточно высок.
Беседовал
Андрей БОБОК