Сделать ставку на новые технологии
2009 год станет для союзных проектов знаковым Возможно, вскоре мы станем свидетелями появления нового порядка согласования и принятия союзных программ, который покончит с бюрократическими перегибами и даст толчок развитию самых перспективных инновационных технологий.
Возможно, вскоре мы станем свидетелями появления нового порядка согласования и принятия союзных программ, который покончит с бюрократическими перегибами и даст толчок развитию самых перспективных инновационных технологий. Об этом на минувшей неделе на рабочей встрече говорили члены Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике и члены Комиссии ПС по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, представляющие российскую сторону.
Дискуссия развернулась вокруг трех главных задач. Во-первых, надо сократить процесс согласования программ с нескольких лет до нескольких месяцев. Во-вторых, необходимо понять, следует ли отсечь неэффективные направления, чтобы поддерживать только самые прорывные проекты. Ведь если «размазывать» небольшой бюджет Союзного государства на слишком большое число программ, то финансовый голод в итоге будет у большинства. И, в-третьих, надо придумать, что делать с плодами союзных проектов прошедшего десятилетия, решить вопрос собственности и патентов на изобретения, заставить завершенные программы пополнять союзный бюджет.
Порядок разработки и реализации программ СГ, безусловно, требует модернизации – в этом, похоже, не сомневается уже никто. Весь этот процесс чрезмерно формализован и усложнен. Проекты проходят многочисленные этапы согласования различными органами двух стран. За это время значительно устаревают данные, появляются новые направления в науке, увеличиваются затраты на реализацию мероприятий. Из-за этого не всегда получается достигнуть ожидаемых результатов.
Складывается впечатление, что министерствам и ведомствам, особенно российским, не очень интересно этим заниматься. Они живут своей жизнью, а Союзное государство – своей. Будто дело происходит в каком-то параллельном измерении, куда путь знают лишь несколько человек из Посткома и Парламентского Собрания. А ведь это не так – союзные программы дают вполне ощутимую выгоду обеим странам.
Как говорят эксперты, идеальным вариантом было бы вынесение проекта программы сразу на рассмотрение Совета Министров Союзного государства, минуя все предварительные этапы. Однако в Минфине и Минэкономразвития России это предложение расценивается как фантастическое. Позицию министерств понять несложно: как можно выделять десятки и сотни миллионов рублей на проект, который не подвергся всестороннему экспертному анализу? Тем более что в основу многих программ положены направления в науке, о которых вообще мало что известно. Ученые зачастую просят у Союзного государства деньги, чтобы что-то изобрести. То есть этого еще нет, и никто не знает, как это точно будет выглядеть на практике, где это будет применено и как конкретно окупится.
Однако на рабочей встрече представителей Парламентского Собрания прозвучали интересные факты, говорившие в пользу ученых. Несмотря на мировой финансовый кризис, на Западе инвестиции в прорывные направления науки и техники не были сокращены ни на цент. Оно и понятно: оборот высоких технологий на планете в денежном эквиваленте сравнялся с оборотом нефти и продолжает расти. Нефть кончится, а технологии-то останутся.
И в этом контексте не может не радовать высказывание Премьер-министра Беларуси Сергея Сидорского, прозвучавшее 30 января на заседании Совета Министров СГ в Москве, о том, что союзные программы не будут сокращены. Сергей Сергеевич подчеркнул, что при реализации программ особое внимание будет уделяться сфере новейших технологий.
Как показывают расчеты, на старте на эти прорывные направления нужны совсем небольшие средства. Главное – начать. Потом уже, подобно тому, как снежный ком превратится в лавину, из маленькой программы вырастет целая отрасль, которая сама себя будет окупать.
На Западе становятся популярными так называемые «инновационные супермаркеты». Это когда ученые, производственники, инвесторы, маркетологи, аналитики, пиарщики – все вместе делают проект, дополняя друг друга. Как показывает практика, ученые в одиночку редко способны довести свое детище до конвейера. Смешной случай – один японец разбогател, читая советские научные журналы, в том числе для молодежи, – он просто брал оттуда идеи и внедрял их на своих заводах. Вот что значит «нет у нас механизма внедрения».
На встрече членов Комиссий ПС прозвучала весьма актуальная мысль. Надо найти среди программ некую изюминку и заняться, как сейчас говорят, ее раскруткой. То есть довести до массового производства штучные образцы. Удивляемся: где наши российско-белорусские фармацевтические субстанции и стволовые клетки, где союзные интегральные микросхемы и плазменные технологии? Почему на мировом рынке о них никто не слышал?
Вопросов много, но начать надо действительно с самой технологии принятия и осуществления союзных программ на уровне нормативно-правовой базы. Сейчас этим озадачены члены Постоянного Комитета СГ, Парламентского Собрания, финансовых и экономических министерств РБ и РФ, МИД и НАН Беларуси. Главное – лед тронулся, и 2009 год, вероятно, станет для союзных проектов знаковым.
Николай АЛЕКСЕЕВ