Московская таможня реорганизуется
Экспортеры вздохнут с облегчением Сегодня от 40 до 60 процентов импортных товаров для Центрального федерального округа прибывает в Москву для таможенного оформления. В столице грузы выгружаются для досмотра, перегружаются в иные товарные партии и вновь разъезжаются по регионам. Какая это морока – толкаться с товаром сначала в московских пробках, а потом в кабинетах чиновников, знают и белорусские экспортеры.
Сегодня от 40 до 60 процентов импортных товаров для Центрального федерального округа прибывает в Москву для таможенного оформления. В столице грузы выгружаются для досмотра, перегружаются в иные товарные партии и вновь разъезжаются по регионам. Какая это морока – толкаться с товаром сначала в московских пробках, а потом в кабинетах чиновников, знают и белорусские экспортеры. Товарооборот между Беларусью и Россией растет внушительными темпами, и в этом свете особое значение приобретает союзная программа «Реализация информационных технологий общих таможенных процессов на территориях государств – участников Союзного государства на 2008-2010 годы». Важны для роста товарооборота двух стран и другие проекты, которые осуществляют по отдельности Федеральная таможенная служба России и Государственный таможенный комитет Беларуси.
Например, российская ФТС под конец 2008 года затеяла масштабный проект, который серьезно повлияет на деятельность внешнеэкономических компаний. Как утверждают таможенники, повлияет положительно. Принятая ФТС «Концепция таможенного оформления и таможенного контроля ввозимых товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ» подразумевает перевод таможенной инфраструктуры из крупных мегаполисов в провинцию, туда, где работать можно без нервотрепки.
Как работает эта система сейчас? Предположим, добропорядочный белорусский экспортер везет в российскую столицу продукты питания. Причем основная их масса относится к группе скоропортящихся товаров. Груженая фура, которую без особых проволочек пропустили на белорусско-российской границе, не может сразу развезти свой товар по торговым точкам, например, в Смоленской или Брянской области. Она должна, против всякой логики и здравого смысла, ехать аж в Москву. Прибыв в столицу, фура должна протиснуться через все пробки и прибыть на одну из московских таможен. А перед таможней, как водится, уже выстроилась очередь из таких же длинномерных транспортных средств, которые у жителей окрестных домов ничего, кроме ругательств, не вызывают.
Наш доблестный белорусский экспортер, отстояв в этой очереди железных титанов, предстает перед ясными очами таможенников. Те, конечно, вряд ли сделают его жизнь сахарной. Радует лишь то, что после подачи необходимых бумаг таможенники обязаны выпустить груз в течение суток.
И вот наш белорус-экспортер наконец легализовал свой груз в РФ. И что же теперь? А теперь свои продукты он должен везти в вышеназванные области – то есть возвращаться снова чуть ли не к самой российско-белорусской границе!
И из чьего же кармана будут оплачиваться все эти дополнительные расходы, эти крюки в несколько сотен километров? Конечно же, из кармана рядового потребителя, которому захотелось отведать белорусского сыра или колбасы. Естественно, и белорусские предприниматели вынуждены смириться с потерей части своей прибыли.
Уж наверняка весь этот процесс с таможенным оформлением было бы легче произвести где-нибудь рядом с границей. Логистику следует выстраивать логичнее. Этим, собственно, и решили заняться в ФТС.
Как поведал «СВ» начальник Центрального таможенного управления ФТС России Сергей Прусов, с 31 декабря 2008 года ликвидируется Московская северная таможня, а со 2 марта 2009 года реорганизуются Московская восточная, Московская западная и Московская южная таможни в форме присоединения каждой из них к Щелковской, Подольской и Ногинской таможням соответственно.
1 декабря 2008 года создана Московская таможня, подчиненная Центральному таможенному управлению. Ей переподчиняются пять таможенных постов. Они имеют в своей деятельности определенную специфику оформления товаров, среди которых – выставочные и дипломатические грузы, международные почтовые отправления и товары, перемещаемые железнодорожным транспортом.
В итоге непосредственно в столице будет функционировать одна таможня – Московская. Под ее контролем будет находиться 12 складов временного хранения. Всего же после реорганизации со 2 марта 2009 года в столице и Московской области будет работать 5 таможен с 80 местами таможенного оформления. К слову сказать, последних на конец 2008 года было 112. Весь процесс будет максимально оптимизирован. Проблем убавится и у таможенников, и у предпринимателей.
– Специалисты сходятся во мнении, что сегодня нужны крупные транслогистические комплексы, которые будут сочетать в себе и таможенное оформление, и хранение, и консолидацию грузов для дальнейшей отправки. Строительство подобных комплексов в Подмосковье сможет обеспечить экономическую жизнедеятельность Москвы. К этому мы, видимо, и придем со временем. Вспомните, когда-то в Москве всюду были наспех поставленные торговые палатки, а теперь мы имеем гипермаркеты «Ашан», «Мега» и т.д. Многофункциональные центры – это веление времени.
Однако некоторые экспортеры беспокоятся, что после этой таможенной реформы на границе появятся многокилометровые очереди большегрузных автомашин.
– Это никак не повлияет на очереди непосредственно на границе, – заверил нас Сергей Николаевич. – Мы не собираемся выгружать все фуры для досмотра на стыке двух государств, создавая проблемы и себе, и водителям машин. Пункт пропуска работает сам по себе, а склад будет находиться на некотором удалении от границы. Очереди бывают в том случае, если сам пункт на границе не справляется с потоком машин. Большинство таких пунктов построено по временной технологии и не рассчитано на нынешние объемы экспорта-импорта. К сожалению, долгое время мы не занимались обустройством пунктов пропуска. Большинство из них не соответствуют реалиям. Радует, что сейчас мы активнее проводим их модернизацию.
Центральным таможенным управлением ФТС начата практическая проработка вопроса о возможности строительства в приграничных районах либо в непосредственной близости от многосторонних автомобильных пунктов пропуска и пунктов принятия уведомлений таможенно-логистических комплексов, так называемых «сухих портов».
Также прорабатывается вопрос строительства таможенно-логистических комплексов на территориях, высвободившихся в ходе строительства современных многосторонних автомобильных пунктов пропуска, таких как Крупец в Курской области и Бугаевка в Воронежской области. В дальнейшем, в 2009-2010 годах, ведомством планируется проведение мероприятий по выводу таможенного оформления товаров из других крупных городов ЦФО. Предпосылки к этому имеются в Ярославле, Иванове, Владимире и некоторых других крупных городах.
Вероятно, скоро белорусские экспортеры смогут вздохнуть с облегчением. Их товары будут оформляться в удобных таможенных комплексах недалеко от границы, подальше от суматошных мегаполисов. Может быть, и цены на продукты снизятся. Но это в идеале. Пока таможенная реформа только набирает обороты.
Николай АЛЕКСЕЕВ