«Славянский треугольник»
О проблемах на пути к стратегическому партнерству Беларуси, России и Украины В ближнем зарубежье Беларусь и Украина являются ключевыми партнерами России. «Альфа» и «омега» внешней политики Российской Федерации в постсоветском пространстве – не допустить вступление Украины в НАТО и не потерять своего реального и фактически единственного союзника – Беларусь. Главным инструментом и внешнеполитическим рычагом России в сохранении нынешнего статус-кво с этими двумя странами являются торгово-экономические и производственно-кооперационные связи. И Украина, и Беларусь крайне заинтересованы в получении из России комплектующих изделий для своих машиностроительных комплексов, энергоносителей и других сырьевых ресурсов, а также в емком российском рынке.
В ближнем зарубежье Беларусь и Украина являются ключевыми партнерами России. «Альфа» и «омега» внешней политики Российской Федерации в постсоветском пространстве – не допустить вступление Украины в НАТО и не потерять своего реального и фактически единственного союзника – Беларусь. Главным инструментом и внешнеполитическим рычагом России в сохранении нынешнего статус-кво с этими двумя странами являются торгово-экономические и производственно-кооперационные связи. И Украина, и Беларусь крайне заинтересованы в получении из России комплектующих изделий для своих машиностроительных комплексов, энергоносителей и других сырьевых ресурсов, а также в емком российском рынке. При этих обстоятельствах России следует выработать в отношении Украины такую долговременную прагматическую стратегию двустороннего сотрудничества, чтобы не только сохранить ее в зоне своего влияния, но и заинтересовать в диверсификации взаимных связей. Ведь большая часть украинской экспортной продукции недостаточно конкурентоспособна на мировом рынке и находит спрос (по нашим оценкам, такая ситуация сохранится, по крайней мере, 20-25 лет) главным образом на непритязательном российском рынке. Понятно, что украинская экономика не способна существовать без дешевых российских энергоресурсов. Коллапс национальной экономики Украины, по имеющимся оценкам специалистов, может наступить при оптовой цене на российский природный газ выше 180 долларов за тысячу кубов. Нынешняя льготная цена (179,5 доллара за тысячу кубов) позволяет Киеву держаться на плаву за счет той украинской продукции (черные металлы, удобрения, химическая продукция), которая конкурирует с аналогичной российской продукцией на рынках третьих стран.
Конечно, Россия заинтересована в развитии производственно-кооперационных связей с Украиной, в сохранении ее научно-производственного потенциала в высокотехнологичных отраслях военно-промышленного комплекса. Российский ВПК сотрудничает с 33 украинскими предприятиями-монополистами по 3200 номенклатурным позициям. Россия также крайне заинтересована в сохранении и развитии связей с Беларусью. С белорусским ВПК РФ имеет производственную и научно-техническую кооперацию со 120 заводами-монополистами и конструкторскими бюро по 1600 видам продукции военно-технического назначения.
Российский природный газ, поставляемый пока (до 1 января 2009 года) на Украину и в Беларусь (Минск получает газ по 127,9 долл. за тысячу кубов) по ценам ниже среднеевропейского уровня (380 долл. за тысячу кубов, а с 1 января 2009 года – до 420,9 долл. за тысячу кубов), является не только донорской помощью экономикам этих стран, но и помогает поддерживать сравнительно высокую конкурентоспособность их экспортной машиностроительной продукции, поставляемой в третьи страны. Значительная доля стоимости этой продукции закладывается на российских предприятиях, связанных кооперационными связями с белорусскими и украинскими предприятиями-партнерами.
По нашему мнению, нынешняя непрозрачная ценовая политика «Газпрома» в отношении Украины и особенно выдвижение завышенных запредельных требований по цене на природный газ нашему союзнику – Беларуси, несомненно, ударит и по российским предприятиям-смежникам. Ведь дальнейшее снижение конкурентоспособности белорусской и украинской экспортной машиностроительной продукции в конечном итоге может привести к потере ими рынков третьих стран и, как следствие, к невостребованности российской части этой продукции в виде комплектующих деталей. В конце концов все это может привести к потере рабочих мест и росту безработицы в России.
Мировая практика свидетельствует, что державные функции в реализации взаимоотношений с другими странами никогда не должны подменяться сиюминутными экономическими выигрышами любого национального хозяйствующего субъекта даже с таким названием, как «Газпром». Поэтому топ-менеджмент российской газовой компании должен больше интересоваться судьбой Союзного государства.
Вот уже 17 лет Россия, Украина и Беларусь переживают особый период сепаратного становления своих национальных экономик, некогда составлявших самую развитую часть единого народнохозяйственного комплекса СССР. Фактически сегодня в каждой из стран решается вопрос выбора национальной экономической модели и направлений торгово-политической стратегии, в том числе определяется уровень и масштаб их взаимного сотрудничества в торгово-экономической и производственной сферах.
Несмотря на раздающиеся время от времени в Москве, Киеве и Минске политические заявления о необходимости укрепления экономической интеграции в так называемом «славянском треугольнике», в действительности по-прежнему преобладает тенденция к ослаблению экономических связей между нашими странами, а строительство Союзного государства так и осталось только в проекте. Наибольший их спад наблюдается во взаимоотношениях России с Украиной. Так, за период с 1995 по 2000 год объем российского экспорта на Украину сократился почти на 30 процентов, а его доля в общем экспорте России в страны СНГ снизилась с 50 до 37 процентов. Доля импорта из Украины в общем объеме российского импорта сократилась за этот период с 49 до 30 процентов. Удельный вес России во внешнеторговом обороте Украины также претерпел значительное снижение. Подобная ситуация в указанный период наблюдалась и в украинско-белорусской торговле. Например, только за 1999 год объем их взаимного товарообмена снизился на 40 процентов.
В 2007 году товарооборот между Россией и Украиной по сравнению с 2006 годом увеличился на 22 процента и составил почти 30 млрд долларов. Российский экспорт вырос на 9 процентов (до 16,3 млрд долл.), а импорт из Украины – на 44 процента (до 13,3 млрд долл.). Доля Украины в общем товарообороте России в 2007 году составила 5,5 процента, а доля России в товарообороте Украины насчитывала 29 процентов. (Для сравнения: доля внешней торговли стран СНГ в товарообороте России составляет 15 процентов.) Украина является пятым по величине торговым партнером России после Германии, Нидерландов, Китая, Италии и первым в СНГ, опережая Республику Беларусь (23,3 млрд долл. в 2007 году).
В 2002-2008 годах товарооборот России во внешней торговле как с Украиной, так и Беларусью не имел сколь-нибудь значимых изменений в структуре, но показал значительный рост в основном за счет значительного повышения экспортных цен на российские энергоносители (газ, нефть и нефтепродукты), поставляемые на украинский и белорусский рынки.
Как представляется, если Россия себя считает одной из мировых держав, то должна подтверждать свои державные признаки и заботиться о лояльности своих соседей. Держава должна оказывать всестороннюю поддержку своим союзникам, которым по мере финансовых возможностей следует предоставлять экономическую помощь, а таким «неблагонадежным» стратегическим партнерам, как Украина, давать преференции только в обмен на геополитические и военно-стратегические выгоды. К большому сожалению, нынешняя Россия не всегда следует этой прописной истине. В результате она проигрывает в «нефтегазовых войнах» союзной Беларуси. А постоянные упреки в том, что Россия «кормит и поит» Беларусь, наносят непоправимый ущерб российско-белорусским отношениям, сближению и объединению со страной – самым верным союзником России.
Хазби БОГОВ, к.э.н.,
Юрий ГОДИН, д.э.н.