Трудные времена легче пережить вместе
О Союзном государстве Беларуси и России говорят все. Но какие факторы делают создание этого особенно актуальным и реальным? Об этом рассказывает член Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, член Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления Анатолий ЛОКОТЬ.
Если говорить об экономике, то мировой финансовый кризис, к сожалению, затрагивает и наши предприятия. И Россия, и Беларусь интегрированы в мировое сообщество. Поэтому процессы, происходящие в нем, отражаются и на наших экономиках. И если двадцатка руководителей стран с ведущими экономиками собралась и решила убрать барьеры между государствами для спасения мировой экономики, нам-то сам Бог велел это сделать.
И сегодня России и Беларуси надо говорить не просто об интеграции, а о прямой кооперации между предприятиями, создании единого экономического пространства, единого рынка – широчайшего, емкого. Такого, который позволит нам не только выходить из любых катаклизмов, но и быть в выигрыше.
Когда говорят о том, что России придется тащить экономику Беларуси на собственном горбу, категорически с этим не согласен. Мы неоднократно бывали на самых современных белорусских предприятиях, например нефтеперерабатывающих заводах, оснащенных по последнему слову техники, применяющих самые высокие технологии. И почему бы нам не объединить энергоносители с белорусскими нефтегазовыми комплексами и не создать эффективное союзное предприятие? Главное, ничего не надо строить. Речь о том, чтобы на паритетных началах в интересах Союзного государства и национальных экономик эффективно использовать то, что уже построено и в России, и в Беларуси.
Правда, сначала необходимо законодательно разработать правила использования имеющейся союзной собственности. Стремление со стороны некоторых российских хозяйствующих субъектов поглотить белорусскую собственность заставляет белорусов ее защищать и предпринимать шаги, не идущие на пользу построения единого экономического пространства. С вводом института союзной собственности мы выйдем на новый уровень взаимоотношений хозяйствующих субъектов и решения юридических вопросов.
Мы много говорим об использовании союзного бюджета, в результате чего появляется союзная собственность. Но этот вопрос пока не урегулирован. В национальных законодательствах есть юридические понятия «коллективная собственность», «частная», «государственная», а понятия «собственность Союзного государства» нет.
Об актуальности решения этого вопроса не только говорят, но и «звонят во все колокола» и депутаты, и хозяйственники. С появлением союзной собственности мы существенно продвинемся вперед в построении единого экономического пространства, создадим и условия для использования нефтегазовых комплексов в интересах обеих стран.
Несколько слов об актуальности создания единого государства с политической и военной точек зрения. Обострение геополитической ситуации вокруг нас вынудило нашего президента заявить о размещении в Калининградской области ракетных комплексов «Искандер» – как адекватном ответе на американские ПРО в Восточной Европе. Но нельзя забывать, что Калинин-
градская область – анклав, и это делает ее наиболее уязвимой российской территорией – и с военной, и с экономической точек зрения.
Но если мы говорим о Союзном государстве, то Беларусь для России – надежный щит с Запада и возможность размещения наших ракет в качестве ответных мер и на белорусской территории. Это имеет особое значение, если вспомнить, что на территории стран Прибалтики несут боевое дежурство самолеты НАТО, способные долететь до Москвы и Минска за 5-7 минут. Что делает наше сотрудничество в военной области жизненно необходимым для обороны и безопасности наших стран и Союзного государства в целом.
Августовские события на Кавказе стали еще одним весомым аргументом за скорейшее создание легитимного Союзного государства. Как говорят в России, «нет худа без добра». Геноцид югоосетинского народа со стороны Грузии способствовал появлению на карте мира двух новых субъектов международного права, желающих участвовать в создании Союзного государства, – Абхазии и Южной Осетии. Считаю неправильным замалчивать и то, что в действительности у нас три участника создания Союзного государства: Россия, Беларусь и постоянные наблюдатели, присутствующие на заседаниях и сессиях Парламентского Собрания. Армения, например, тоже желает участвовать в создании Союзного государства. И Россия в этом заинтересована, поскольку институт наблюдателей при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России усиливает политическое влияние Российской Федерации на международной арене и придает особый политический импульс созданию Союзного государства.
Есть еще один вопрос, который нельзя не затронуть, ведя откровенный разговор с гражданским обществом. За время построения Союзного государства накопились как положительные, так и отрицательные моменты. Был период эйфории, когда, казалось, еще немного – и выберем союзный парламент, создадим легитимную наднациональную власть, и на карте мира появится наше Союзное государство. Были периоды обострения отношений, например, газовый конфликт, на котором спекулировали небезызвестные политические и международные силы, пытаясь поссорить наши народы, внести охлаждение в наши отношения. На мой взгляд, мы не должны забывать ни о положительных, ни об отрицательных моментах. Хотя бы для того, чтобы делать правильные выводы на будущее, строить политику Союзного государства с учетом накопленного опыта. А накопили мы немало.
У нас есть Высший Государственный Совет, в который входят руководители и Беларуси, и России. Парламентское Собрание Союза Беларуси и России – аналог будущего легитимного парламента. Постоянный Комитет Союзного государства и Государственный секретарь Павел Бородин, благодаря которому все союзнические вопросы продвигаются весьма энергично. Достаточно напомнить о том, что, по прогнозам, товарооборот между нашими государствами в этом году может достичь 35-36 млрд долларов.
Но у этой «медали» есть и обратная сторона: рост товарооборота во многом обусловлен активностью межрегиональных отношений, прямых связей российских регионов и белорусских областей, хозяйствующих субъектов. А в структуре товарооборота, к сожалению, ключевую роль играет ценовой фактор. Например, в 2007 году стоимость поставляемой Россией в Беларусь нефти, идущей на экспорт, в ценовом выражении возросла на 29 процентов, а в физическом – снизилась на 4 процента. Аналогичные процессы наблюдаются и с поставками газа, цена которого возросла, а объем снизился. Об этом надо не только говорить, но и делать правильные выводы.
У нас есть союзный бюджет, почти 5 млрд российских рублей, за счет которого в значительной степени финансируется более 40 союзных программ разной степени готовности. Это очень хорошо. Но бюджет Союзного государства по сравнению с бюджетами субъектов Федерации невелик: например, кошелек Новосибирской области превышает союзный более чем в 6 раз.
Поэтому одна из наших главных задач – делать все, чтобы он рос еще быстрее, чтобы доступ к союзным программам был максимально упрощен, чтобы российские регионы и белорусские области могли эффективно развиваться. У меня, например, есть обращения хозяйствующих субъектов из Новосибирской, Омской областей. Они хотят участвовать в союзных программах. В Сибири большая белорусская диаспора, в Новосибирске работает представительство Беларуси. Мы целым регионом могли бы внести вклад в союзное строительство.
Говоря о наших достижениях, нельзя не сказать о колоссальной работе, проделанной нашими законодателями в деле построения единого правового пространства. За годы строительства принято и ратифицировано обеими сторонами множество важнейших соглашений и договоров, напрямую касающихся населения двух стран, – о взаимном сотрудничестве в области социального обеспечения, о равных правах граждан России и Беларуси на территории Союзного государства на медицинское обслуживание, о пенсионном обеспечении, трудоустройстве и социальной защите, об избежании двойного налогообложения. Что очень важно для построения единого экономического пространства.
Но хочу обратить ваше внимание на то, что, заключая между собой международные договоры, мы действуем как субъекты международного права. Тогда как построение Союзного государства подразумевает нечто иное. Прежде всего делегирование на наднациональный уровень власти значительной части полномочий, в чем-то ущемляя национальный суверенитет – намеренно, в интересах общего политического пространства. Что невозможно без принятия Конституционного Акта – Основного закона Союзного государства. Без этого мы вперед не продвинемся.
А здесь мы уже который год буксуем, несмотря на то что в Договоре от 1999 года о создании Союзного государства технология принятия Конституционного Акта прописана. Его нужно подготовить и выходить на всенародные референдумы. Насколько мы проинформированы, он уже подготовлен. Не хватает только политической воли, чтобы руководители обоих государств договорились о нюансах. Это самый серьезный субъективный фактор. Есть и объективные.
У Союзного государства серьезные противники на Западе, в США, НАТО. Они прилагают ощутимые усилия, которые не стоит игнорировать, чтобы могущественное российско-белорусское государство никогда не появилось в центре Европы. Против общего экономического пространства, к сожалению, выступают наши топливно-энергетические монополии, представители микроэкономики, работающие на микроуровне. Одни боятся лишиться сверхприбылей, другие – конкуренции.
Сторонниками, безусловно, являются представители производств, работающие в области высоких технологий, ориентированные на создание конечного продукта. То есть реальный сектор экономики, те, от кого зависит рост благосостояния наших народов, в чем мы все кровно заинтересованы.
Поэтому, чтобы преодолеть сопротивление наших противников, способствовать появлению политической воли, к дискуссиям о строительстве Союзного государства необходимо активнее подключать общественность, научные круги, деятелей культуры, искусства и так далее. Время работает против нас.