Модель европейской интеграции – Союзное государство
«Планы расширения НАТО за счет Украины и Грузии, размещение элементов американской ПРО в Восточной Европе и особенно конфликт на Кавказе продемонстрировали несостоятельность международной системы глобальной безопасности. А финансово-экономический кризис, затронувший и наши государства, показал архаичность мировой формы хозяйствования, построенной на американском доминировании», – заявил на Всероссийской видеоконференции, прошедшей в Российской академии государственной службы при Президенте РФ более чем для 20 российских регионов и Казахстана, Государственный секретарь Союзного государства Павел БОРОДИН. Он рассказал об основных интеграционных приоритетах, на которых России и Беларуси необходимо сегодня сосредоточить административные и экономические ресурсы.
Во-вторых, на укреплении военно-технического сотрудничества. В вопросах обеспечения совместной обороны и безопасности мы серьезно продвинулись. Но сегодня необходимо дальнейшее продвижение совместных проектов в военно-технической сфере, активнее использовать потенциал наших ВПК. Союзное государство может и должно стать серьезным экспортером продукции и технологий в этом сегменте мировой экономики.
Построение региональной финансовой системы в рамках Союзного государства – один из важнейших приоритетов сегодня. Глобальный финансовый кризис поставил на повестку дня необходимость кардинальной перестройки мировой финансовой системы. Будущая реформа валютной системы должна положить конец доминированию доллара США в глобальной экономике в качестве основной расчетной валюты. Это может быть законодательно закреплено в новой валютной системе. Появление региональных, свободно используемых (резервных) валют, наряду с долларом США и евро, сможет значительно повысить устойчивость мировой финансовой системы. Союзное государство на равных с ведущими странами мира должно непосредственно участвовать в разработке ее новых принципов. То есть наряду с другими региональными валютными зонами создать рублевую зону: Союзное государство (Россия и Беларусь), ЕврАзЭС и отдельные страны СНГ. Расчетным средством рублевой валютной зоны может стать «союзный рубль». Первоначально возможно введение «союзного рубля» в безналичной форме. По примеру расчетного средства, существовавшего в европейских странах социалистического блока (Совета экономической взаимопомощи). При этом переходным этапом может стать расширение использования российского рубля во взаимных расчетах.
Кризис показал несостоятельность концепции монетаризма, в основе которой лежит положение о том, что рынки конкурентны и что рыночная система в конкурентном противодействии в состоянии автоматически достигать макроэкономическое равновесие. В разгар финансового кризиса практически все ведущие промышленно развитые страны вынуждены были перейти на «ручное», государственное управление экономикой. Очевидно, что у государств останется только одна возможность международной кооперации – реализация совместных инвестиционных программ. В рамках Союзного государства – это реализация союзных программ, расширение совместных инвестиционных программ в основополагающих отраслях промышленности. Успехи, достигнутые в этой области, позволяют уверенно говорить: программы Союзного государства – прообраз будущего глобального хозяйственного уклада.
Развитие емкого внутреннего рынка – одно из немаловажных мероприятий противодействия мировому экономическому кризису. К примеру, власти Китая на подобную программу выделяют более 586 миллиардов долларов США, которые пойдут на реконструкцию и развитие железнодорожной сети страны, строительство жилья, заводов, на формирование внутреннего спроса – с целью противодействия замедлению темпов экономического роста страны. При этом официальные лица в китайском правительстве уже заявили, что общий размер затрат, скорее всего, превысит озвученную цифру. План расходов рассчитан до 2020 года. И нам необходимо следовать их примеру. Получая из России 95 процентов энергоресурсов, 85 процентов материалов и комплектующих, Беларусь большую долю промышленной и сельскохозяйственной продукции реализует в России. И заметьте (!), никакого вывоза денег за рубеж, замкнутый цикл капитала «по Марксу».
Обратите внимание на возможности инфраструктуры Союзного государства и повышение транзитного потенциала государств-участников. 85 процентов товаропотока из Европы в Россию и обратно следует через Беларусь. Для его обеспечения Союзным государством уже разработан соответствующий проект. Причем его цель – не только корпоративные потребности Беларуси и России. Это транснациональный коридор, соединяющий Дальний Восток с Европой. Главным результатом проекта станет создание 18-20 миллионов рабочих мест в России, 1,5-2 миллионов в Беларуси. Кроме того, коридор даст возможность не только создавать рабочие места, но и развивать ипотеку. Он охватывает 17 миллионов квадратных километров территории. Его реализация приведет к международному усилению Союзного государства и ускорит интеграционные процессы на всем постсоветском пространстве.
В этой связи остро встает вопрос создания полноценного таможенного союза. В настоящее время степень унификации национальных систем тарифного регулирования составляет 95,6 процента. Экономические предпосылки послужат толчком для более энергичной работы по созданию единой таможенной территории в рамках Союзного государства.
Создание общего экономического и энергетического пространства – двустороннее направление деятельности. Во-первых, это формирование единой энергетической системы на основе добывающих мощностей России и транзитных возможностей Беларуси. Мы в состоянии предлагать на международной арене прагматичные проекты и решения по энергетической и транспортно-транзитной тематике, разработанные в Союзном государстве.
Во-вторых, обеспечение равных условий хозяйствования белорусских и российских предприятий. Это возможно при одинаковых ценах на энергоносители. Российские «либеральные» экономисты любят порассуждать о том, сколько недополучает Россия при поставках газа в Беларусь по ценам ниже среднеевропейских. А задумывался ли кто-нибудь из них о том, что покупателем комплектующих у сотен российских предприятий являются белорусские промышленные гиганты? Сколько российских предприятий остановится, если взвинчивание цен на газ приведет к кризису белорусской экономики? Сколько налогов недополучит бюджет, сколько тысяч человек останутся без работы? Вот при какой ситуации Россию ждут настоящие многомиллиардные убытки. В Союзном государстве должен быть единый оптовый рынок энергоресурсов, а переход на «равнодоходные» цены должен осуществляться государствами-участниками синхронно.
Нынешний этап интеграции показал, что нам необходимо создавать «экономику знаний», чтобы сократить зависимость Союзного государства от иностранных технологий и от зарубежной высокотехнологичной продукции. А впоследствии перейти к экспорту в данном сегменте экономики. Сегодня на инновационные научные программы мы тратим в десятки раз меньше, чем многие развитые страны, и даже при таком скудном финансировании достигаем значительных результатов. Необходимо сконцентрировать административные и финансовые ресурсы на наиболее перспективных проектах, проектах в сфере высоких технологий. Это прежде всего союзные программы в сфере космоса, компьютерных систем, нанотехнологий. Союзное государство должно стремиться к формированию единого научно-технического комплекса.
Устойчивость Союзному государству могут придать институты гражданского общества, направленные на обеспечение эффективной реализации государственной социальной политики. На них можно возложить спектр социальных функций, предотвращающих вызревание кризисных ситуаций, основной акцент делая на выстраивании институтов союзного гражданского общества, действующих в интересах Беларуси и России. Используя механизмы союзного строительства «сверху» и «снизу», можно активно противодействовать западным сценариям сдерживания постсоветского пространства и создавать соответствующие предпосылки к формированию Союзного государства на принципах европейской конфедеративности. Для чего привлекать интеллектуальный потенциал двух стран для концептуального оформления идеи гражданского общества Союзного государства, активизировать процессы общественно-политической поддержки союзного строительства, создавать разветвленную сеть ресурсной поддержки тех белорусских и российских неправительственных организаций, которые смогут стать центрами поддержки интересов Союзного государства.
Суть новой стратегии союзного строительства, на мой взгляд, в том, чтобы основное внимание уделять формированию структур гражданского общества, которые должны охватить постсоветское пространство и подготовить условия для его объединения вокруг Союзного государства на конфедеративных принципах, заложенных в основу европейской интеграции.
В завершение хочу сказать, что нам, в Союзном государстве, не стоит бояться мировых кризисов. Понятие «кризис», кстати, в китайском языке обозначается двумя иероглифами. Один из них означает «опасность», другой – «возможность». Предложенные нами перспективные направления развития Союзного государства – это новые возможности для Беларуси и России в эпоху глобальной нестабильности. Возможности для ускоренного, инновационного экономического роста, для развития социальной сферы, повышения благосостояния человека. Возможности для превращения Союзного государства в один из мировых центров интеграции.