САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Александр АГЕЕВ:

«Ситуация в мире требует по-другому выстраивать стратегию поведения стран» Директор Института экономических стратегий Российской академии наук. Моделирование динамики развития Союзного государства в целом и развития Беларуси и России по отдельности необходимо вести исходя из ситуации и динамики развития стран всего мира.

«Ситуация в мире требует по-другому выстраивать стратегию поведения стран»

Директор Института экономических стратегий Российской академии наук.

Моделирование динамики развития Союзного государства в целом и развития Беларуси и России по отдельности необходимо вести исходя из ситуации и динамики развития стран всего мира. Почему это важно? Потому что очень часто из-за мелочей происходят весьма серьезные ссоры и конфликты. В то же время, возводя такую мелочь в абсолют, мы часто не знаем, откуда ждать главного удара. Более того, анализ показывает, что многие военно-политические неприятности развиваются по закону коллективных иллюзий. То есть возникает несколько сугубо управляемых ситуаций, но потом примерно в течение 27 дней развивается жуткая эпидемия коллективных страхов, ожиданий, неожиданностей и т. д. Скажем, только что объявили о санкциях против России в области экологии, военно-технического сотрудничества и так далее. Однако это произошло отнюдь не вдруг, как может показаться. Все это лишь развитие процесса, запущенного еще в августе, после военного конфликта в Южной Осетии.
С тем чтобы исключить влияние на политику и экономику разного рода случайностей, наш институт уже многие годы занимается прогнозами того, что все-таки будет дальше. И сегодня я могу кратко поделиться прогнозами о том, что ждет Беларусь и Россию в ближайшей перспективе на фоне пяти сценариев глобального развития. Ведь если мы этого не будем знать, то не сможем реально оценить свои действия, планы, проекты, стратегии, в том числе государственные, отдадим их полностью на откуп каких-то внешних экспертиз.
Так вот, если оценить интегральную мощь России и Беларуси по 10-балльной шкале, то мы получим для России оценку порядка 6 баллов, для Беларуси — около 2 баллов. Что это означает? Оценка в 6 баллов говорит, что это великая держава, свыше 8 баллов — супердержава (такая в мире сейчас только одна). Но, оценивая мощь России в 6 баллов, мы должны понимать, что сегодня это крайне неустойчивая оценка и удержать ее в длительной перспективе очень сложно, если не предпринять ряд кардинальных шагов. Оставив все как есть, мы скатимся либо к распаду страны, либо получим массу других неприятных сценариев. И только предприняв ряд срочных и кардинальных мер, уже в ближайшей перспективе сможем вырасти примерно до 7 с небольшим баллов. Что нужно России для этого? Кроме всего того, что предстоит сделать для стабилизации ситуации внутри страны, необходим и значительный прогресс на интеграционном поле. То есть если будет активно развиваться объединение России с Беларусью, станут углубляться партнерские отношения с Украиной, с Казахстаном и т. д., если будут укрепляться политические и экономические альянсы с участием России — ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭС и другие, только в этом случае Россия сможет в перспективе до 2020 года закрепить свой статус великой державы с более сбалансированной мощью. Сейчас же, повторюсь, Россия — это великая держава, но она имеет огромное количество слабых звеньев, которые делают ее страной очень транзитной и подверженной всевозможным рискам.
Что касается Беларуси, то ее оценка интегральной мощи в 2,1 балла по 10-балльной шкале — это очень высокая оценка. По этому рейтингу среди стран мира Беларусь — страна номер 50 (Россия — четвертая страна мира). При определении мощи принимаются в расчет все 9 основных факторов: это система управления, территория, природные ресурсы, экономика, наука, религия, культура, образование, вооруженные силы и внешняя политика. Но если по этому статусу Россия была и, скорее всего, останется на 4-м месте в мире, то Беларусь в ближайшее 10-летие может либо повысить свой интегральный статус до 2,4 балла и значительно подняться в мировом рейтинге, либо понизить свою интегральную мощь до полутора баллов. То есть Беларусь, так же как и Россия, подвержена очень высоким рискам. Причем эти риски будут развиваться на фоне глобальных сценариев, таких , например, как нынешний глобальный финансовый кризис.
Кстати, недавно я вернулся с международного форума, где обсуждался нынешний кризис. И вот после трех дней интенсивной работы по поводу того, что делать с кризисом, как помочь банкам и производителям, выходит один ученый муж и говорит: «Вы знаете, дорогие господа, я так рад, что разразился этот глобальный финансовый кризис и мое мнение разделяет более 5 миллиардов человек. По сути, сегодня мы пытаемся помочь нашим тюремщикам сделать нашу тюремную жизнь еще более жестокой». Это шутка, но она очень серьезная. Кто сегодня играет в глобальный финансовый кризис? Ведь существует даже матрица из 5 сценариев глобального развития событий. А именно, жесткая глобализация, мягкая глобализация, два типа регионализации и хаос. И за последние пять лет мы наблюдали невероятную динамику всех этих событий.
Понятно, что в реальной жизни мы имеем в разных локальных зонах свои разработки и сценарии. Где-то сейчас доминирует хаос, где-то правит балл глобализация. Но если в первые годы после развала СССР фактически всем, в том числе и тем, кто начинал процесс объединения наших государств в Союзное государство, казалось, что в мире все-таки доминирует жесткая глобализация, предполагающая, что есть в мире один хозяин, одна супердержава, и свою деятельность желательно строить сообразуясь с этими стандартами, то уже к 2004 году и российскому руководству, и аналитикам стало ясно, что удержать ситуацию в мире в таком статусе уже не удается. Кроме того единственного центра силы, все громче стали заявлять о себе политические элиты и Европы, и Китая, и других регионов планеты. Да и на пространстве бывшего СССР все более утверждается стремление к суверенной демократии, то есть стремление принимать решения самостоятельно, исходя прежде всего из своих национальных и региональных интересов, а не полагаться на внешние экспертизы и прогнозы.
Опасность современной международной ситуации после августа и в том, что мы незаметно для себя получили принципиально новый формат международных отношений. Первое: Россия в Грузии, по сути, бомбила и уничтожила объекты военной инфраструктуры США — а это очень серьезно. Такое США не забывают. А значит, напряженность международной ситуации будет возрастать и дальше.
Во-вторых, стало ясно, что прежние методы мирового влияния, а именно экономическое давление, организация и поддержка всевозможных национальных и межнациональных распрей, дополнились концепцией микровойн непосредственно между центрами силы. Таких микровойн мы получим очень много в ближайшей перспективе на самых разных рубежах. Отсюда и неизмеримо возросшие требования и к национальным военным программам, и к союзническим.
И наконец, сложившаяся ситуация означает, что весь опыт устройства международного миропорядка, который был накоплен за последние десятилетия, оказался фактически перечеркнутым. Новые правила нужно вырабатывать практически с нуля.
Все эти обстоятельства требуют по-другому выстраивать стратегии поведения каждой из стран. Когда мы, например, анализировали стратегии поведения Беларуси, то оказалось, что в коридоре будущего есть всего три сценария. Первый — это евро-азиатская интеграция, причем форсированная. Вторая стратегия, которая является стратегией сегодняшнего дня, — стратегия гибкого курса, т. е. многовекторная деятельность, что нормально для экономики, но в политике возникают ситуации, когда надо говорить только «да» или «нет». Многовекторность позволила Беларуси развить свои рынки и в Китае, и в Юго-Восточной Азии, и в Латинской Америке, провести международную сертификацию стандартов управления, принесла массу других полезных вещей. И, наконец, третий курс — это евроатлантический альянс.
Есть основания думать, что сейчас все эти три сценария являются актуальными. Но опять же не стоит забывать, мы в любой момент можем стать заложниками самых разных неожиданностей. А максимально снизить такие риски, как показывает анализ, России и Беларуси может помочь только сценарий евро-азиатской интеграции в разных вариантах, будь то Союзное государство, реанимированное СНГ, окрепшее ОДКБ или иные, новые формы. Только в этом случае у Беларуси и у России есть шанс повысить свою интегральную мощь до 2,4 и 7,5 балла соответственно. При этом подчеркну, что за этими цифрами стоит иное качество жизни, иная безопасность, иная конкурентоспособность, совершенно иное будущее и иная демография наших стран.
А завершить сказанное можно одним примером. В 1908 году, какую страну ни возьми, казалось, что это было блаженное время. В Аргентине все танцевали танго, в Европе устраивали балы и выставки... Но прошло всего шесть лет и началась мировая война. Когда смотришь на то, о чем я говорил выше, видишь очень много признаков, похожих на ситуацию начала прошлого века. То есть незаметно, исподволь нарастает угроза, которая многие наши проблемы, например, противоречия между «Газпромом» и Беларусью, сделает абсолютно незначимыми, потому что есть более серьезные вызовы будущего. И к ним надо быть готовым.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Песков: Никаких подвижек к переговорному процессу нет
  2. Орбан: Европе нужен мир
  3. Путин: Москва настаивает на выводе ВСУ из 4 новых регионов
  4. Путин и Орбан обсудили возможные пути урегулирования конфликта на Украине
  5. Путин назвал переговоры с Орбаном насыщенными и полезными
  6. Ушаков: Орбан не передавал посланий от Зеленского Путину
  7. Орбан опубликовал фото с Путиным и призвал к заключению мира на Украине
  8. Беларусь обвинила Украину в подготовке диверсий на границе
  9. В Беларуси выпустят прямоугольные монеты
  10. Столтенберг: Орбан не представляет НАТО в Москве, а только свою страну
  11. Песков: Переговоры Путина и Орбана будут продолжаться столько, сколько потребуется
  12. МО РФ: Совокупные потери ВСУ за неделю превысили 13,5 тысячи человек
  13. Орбан: Венгрия скоро станет единственной страной в Европе, которая сможет вести диалог со всеми
  14. Прибывший в Москву Орбан проведет переговоры с президентом России Владимиром Путиным
  15. Орбан не координировал свой визит в Москву с Еврокомиссией

Парламентское Собрание

Геннадий Лепешко: Есть противоядие фальсификации истории

В то время как на Западе жонглируют фактами в угоду конъюнктуре, в наших странах свято чтут память о героях. 

Политика

После саммита ШОС Владимир Путин ответил на вопросы журналистов

Приводим официальную стенограмму пресс-конференции

МНЕНИЯ

Не нужен им берег турецкий

Михаил Васильев

Российским депутатам запретили без разрешения ездить за границу

Россия ничего не теряет от выхода из ПА ОБСЕ

Владимир Джабаров

Возврат туда возможен, когда эта организация вернётся к нормальной работе.

Орбаноистерия

Олег Зинченко

Русофобы забились в конвульсиях, узнав, что премьер-министр Венгрии приехал к Путину

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также