Игорь ФРОЛОВ:
«Механизм государственного и частного партнерства позволяет «расшить» узкие места в экономике» Заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по собственности. Сейчас перед нашими странами поставлена задача перехода на инновационный путь развития. Делается для этого много. В России, например, создан ряд государственных корпораций, учреждены инвестиционный и венчурный фонды. Многое делается и в Беларуси.
Заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по собственности.
Сейчас перед нашими странами поставлена задача перехода на инновационный путь развития. Делается для этого много. В России, например, создан ряд государственных корпораций, учреждены инвестиционный и венчурный фонды. Многое делается и в Беларуси. Однако, переходя на инновационный путь развития, полезно посмотреть, как это делали другие государства, прежде всего те, которые сегодня задают тон в инновациях. Хочу привести цитату, по которой даже трудно сразу догадаться, о какой именно стране идет речь. Цитирую: «Обострение международной конкуренции, уменьшение доли исследований и разработок в общемировом объеме, сокращение внутреннего и внешнего рынков для продукции страны, снижение занятости, ухудшение экономических показателей за последние 20 лет заставили нас пересмотреть традиционные подходы участия государства в создании и распространении новых технологий. Традиционные механизмы передачи технологий, разработанных за счет средств государственного бюджета, слишком медленны и неэффективны для новых условий. При этом разработка наиболее критичных для экономики и безопасности страны технологий — программного обеспечения, компьютеров, полупроводников, телекоммуникаций, новых материалов и производственных технологий — все более стимулируется не военным заказом, а растущим спросом рынка». Не верится, но это доклад экономической комиссии конгресса США 1984 года. После этого Соединенные Штаты за 20 лет смогли полностью перестроить свою экономику на инновационный путь развития.
Если коротко, был принят ряд программ, которые связали воедино государство, науку и малый бизнес. Именно малый бизнес тиражировал и распространял на рынке те технологии, которые разрабатывала наука. В результате образовался мощный конгломерат фирм, из которых вышли самые известные корпорации, и сегодня задающие тон в мире по разработке и внедрению IT-технологий. Такой механизм взаимодействия у нас называется государственно-частным партнерством. На самом деле он называется PPP, то есть Public Private Partnership. Замечу, что под словом «публичный» здесь подразумеваются не только государственные, но и муниципальные образования.
Это именно тот случай, когда до некоторых сфер у государства по определенным причинам, как говорится, не доходят руки, в которых оно не в состоянии эффективно участвовать или не имеет возможности, а бизнес туда не идет, потому что не видит для себя возможности получения прибыли. В таких обстоятельствах именно механизм государственного и частного партнерства позволяет «расшить» возникшие узкие места, причем взаимовыгодно для обеих сторон — как для государства, так и для малого бизнеса.
Сейчас наш комитет активно работает над этим вопросом вместе с немецкими коллегами, с Министерством финансов. Мы пытаемся разработать соответствующую нормативную базу, реализовать опыт других стран, чтобы действительно сделать прорыв в переходе на инновационный путь развития. Своими разработками мы готовы поделиться с белорусскими коллегами и всеми заинтересованными организациями. Считаем, что и Союзному государству тоже имеет смысл подключиться к этой программе, реализация которой непременно принесет хороший результат нашим странам.