САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Альберт СТЕПАНОВ:

«Результаты работы доказывают что государство может быть эффективным менеджером» Союзное государство на протяжении десяти лет, вопреки известной либеральной логике, показывает, что государство может и должно быть эффективным менеджером в инновациях, которые и обеспечивают прогресс человечества. На сегодняшний день треть союзного бюджета направляется именно на финансирование научно-технических разработок.

«Результаты работы доказывают что государство может быть эффективным менеджером»

Союзное государство на протяжении десяти лет, вопреки известной либеральной логике, показывает, что государство может и должно быть эффективным менеджером в инновациях, которые и обеспечивают прогресс человечества. На сегодняшний день треть союзного бюджета направляется именно на финансирование научно-технических разработок. Альберт СТЕПАНОВ, заместитель Государственного секретаря — член Постоянного Комитета Союзного государства.

Можно, конечно, согласиться с некоторой бессистемностью направлений, которые мы финансируем, но это отнюдь не от хорошей жизни. На сегодняшний день отбор программ идет не плановым, а абсолютно, если можно так выразиться, естественным образом. Ведь, чтобы пройти через преграды многочисленных согласований, чтобы убедить множество ведомств и с российской, и с белорусской стороны, надо быть носителем действительно сильной идеи. Поэтому, когда сейчас идет обсуждение нового порядка программы, более простого и менее проблемного, менее забюрократизированного и т.д., я двумя руками «за». Но иногда останавливаю, по крайней мере, себя, и говорю: а может быть, это и неплохо для дела — два круга, да по 6 министерств, плюс два решения правительства. Да, теряется много времени, которое в наш стремительный век дорогого стоит. Но с другой стороны, если нам повысить оперативность управления и ответственность согласующих сторон и тем самым сжать этот временной период, то сам согласовательный процесс — это очень серьезное сито, с помощью которого отсеиваются слабые и неперспективные проекты, а остаются только действительно стоящие, жизненно необходимые нашим странам проекты.
Вот три абсолютно конкретных примера. Первый — это программа «СКИФ». В самом начале ее разработки не многие верили, что воплотить задуманное нам по силам: мы и суперкомпьютер — казалось, уж очень это далеко друг от друга. Да, у нас хорошие математики, у нас есть система параллельных вычислений, но этого мало. Нужна еще серьезная финансовая и организационная поддержка. И именно Союзное государство предоставило такую поддержку. Сегодня мы выходим уже на третий этап программы «СКИФ». И если четыре года назад гордились, что СКИФ попал в сотню мощнейших компьютеров мира, то нынче Россия в рейтинге суперкомпьютеров мира находится уже на 36-м месте. И это уже само по себе отлично. Но на самом деле заслуга Союзного государства не только в том, что оно поддержало этот проект и довело его до определенного результата, а в перспективе, которую открыла эта программа. На сегодняшний день в СНГ работает 10 суперкомпьютеров разных марок: IBM, Hewlett Packard и других. Из этих десяти пять сделано на платформе СКИФа, самый мощный из которых, только что установленный в МГУ, способен производить 43 триллиона операций в секунду. А сегодня мы вместе, подчеркну, именно вместе, потому что вырастило этот продукт не Россия или Беларусь, а именно Союзное государство, должны перейти на новый модельный ряд суперкомпьютеров, а это уже 4-е и 5-е поколения, которые работают на пентафлопсах и позволяют выполнять тысячи триллионов операций в секунду. Что это даст? Сейчас много (и отнюдь не случайно) говорят о нанотехнологиях. Так вот для того, чтобы посчитать, смоделировать технологический процесс по какому-то одному наноматериалу, на машине, установленной в МГУ, и которой мы справедливо гордимся сегодня, нужно целых 2,5 года процессорного времени. Поэтому переход на пентафлопсы с их в тысячу раз большей производительностью — это конкретный ответ Союзного государства на призывы российского и белорусского правительства по поводу развития нанотехнологий. Желаем развивать нанотехнологии, видим в этом перспективу, давайте дадим ученым инструмент для того, чтобы они могли моделировать и сами материалы, и технологические процессы, их обеспечивающие.
Вторая программа — это космос. Тоже не многие верили, что Беларусь так быстро может стать космической державой. Но именно такая амбициозная задача была поставлена. К сожалению, произошла трагедия с российской ракетой-носителем. Но БелКА, первый белорусский космический аппарат, созданный мотивированной интеграционной группой российских и белорусских ученых, это аппарат уникальный. Он давал совершенно другие характеристики, нежели российский Монитор, который сейчас летает. И совмещение этих двух технологий зондирования Земли — очень серьезный ресурс для реального мониторинга Земли, прогнозирования климата, контроля за чрезвычайными ситуациями и тому подобное. Поэтому сегодня, видя реальные плоды усилий наших ученых и инженеров, мы уже говорим о космической группировке Союзного государства. Так ставится задача. Именно такая постановка вопроса создает реальную перспективу и реальную востребованность космических разработок в России и Беларуси.
И если мы эти два примера объединим, то работа Союзного государства в экономическом процессе, на наш взгляд, и должна заключаться именно в «заточенности» на производство самой конкурентной продукции. В качестве примера именно системности работы можно привести развитие дизельного автомобилестроения. Когда программа начиналась, национальные правительства, прежде всего российское, приняли решение о переходе на стандарт Евро. К счастью, тут вовремя оказалось Союзное государство, и правительства начали поддерживать программу. Работа шла не без проблем, тем не менее сделали и Евро-2, и Евро-3, развернуты мощности и под Евро- 4. Сейчас уже разворачиваются программы Евро-5 и Евро-6.
Но отсюда логично вытекает и проблема: ну ладно, что-то хорошее сделали, а кому это принадлежит? Тот же СКИФ и как идеология, и как программный продукт на 100 процентов профинансирован из союзного бюджета. На основе этой идеологии, программных решений инсталлировано пять суперкомпьютеров. А что от этого получило Союзное государство? Где ноу-хау, результаты НИОКР, опытных образцов и сертифицированных испытаний, да и сами испытательные стенды по развитию дизельного автомобилестроения? У господина Дерибаски, который купил ярославскую группу заводов? Слава богу, что хотя не за рубежом. Но проблема союзной собственности, конечно, перезрела. Поэтому обращаемся к парламентскому сообществу России и Беларуси: нам срочно нужна нормативная база по союзной собственности.
Откройте оба гражданских кодекса, РБ и РФ, там есть понятие долевой собственности частных лиц, юридических, государственно-юридических форм партнерства. Но долевой собственности государств нет. Есть корпоративное управление, акционерное и так далее. Но к какой форме управления отнести управление собственностью Союзного государства — непонятно. Как и непонятно, что такое вообще собственность Союзного государства. Это долевая соб-ственность государств-участников или единая и неделимая самостоятельная система отношений? Полагаю, чтобы расставить эти акценты, необходимо политическое решение.
Союзная собственность — это уникальная возможность построить систему отношений собственности с чистого листа. Союзная собственность дает уникальную возможность построить очень эффективную, соответствующую новым экономическим вызовам систему отношений между нашими странами, когда из-за мелочей не будут разрастаться проблемы, разыгрываемые третьими силами в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также