Анатолий ЛОКОТЬ:
«Строительству Союзного государства необходимо придать большую публичность» Дискуссию в ходе двенадцатого заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России на тему «Экономическое сотрудничество Беларуси и России: итоги и перспективы» мы попросили прокомментировать депутата Государственной Думы, члена Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике Анатолия ЛОКОТЯ.
необходимо придать большую публичность»
Дискуссию в ходе двенадцатого заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России на тему «Экономическое сотрудничество Беларуси и России: итоги и перспективы» мы попросили прокомментировать депутата Государственной Думы, члена Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике Анатолия ЛОКОТЯ. – Это очень интересный и полезный семинар, во всяком случае, я впервые принимаю участие в мероприятии, где экономическая интеграция Беларуси и России анализируется столь глубоко, профессионально, а главное, честно, когда острые проблемы не обходятся, а, наоборот, именно на них делается акцент. Поэтому данный семинар дает богатую пищу для размышления, для новых и интересных идей. Я очень надеюсь, что рекомендации и выводы, сделанные по результатам данного семинара, будут замечены правительством Союзного государства, правительствами России и Беларуси, депутатами, всеми, от кого зависит строительство Союзного государства.
Абсолютное большинство выступающих, а это не просто аналитики, это эксперты каждый в своей области, говорят о том, что сегодня строительство Союзного государства находится на «точке замерзания». Звучат и более острые оценки, что существует даже определенный откат по некоторым позициям, которые с большим трудом в свое время удалось завоевать. В частности, мы всегда гордились таким сильным аргументом в деле построения Союзного государства, как рост товарооборота между Беларусью и Россией, который в нынешнем году может достигнуть 36 миллиардов долларов. Однако на данном семинаре прозвучали отрезвляющие оценки на этот счет. Да, в абсолютном цифровом выражении это достаточно большие цифры, но если говорить о структуре нашего товарооборота, то обнаружится, что рост создается в основном за счет увеличения цен и тарифов на энергоресурсы.
Политическая и экономическая ситуация в мире сегодня резко меняется, она становится другой и на постсоветском пространстве. В частности, события на Северном Кавказе заставляют взглянуть на строительство Союзного государства совсем с другой стороны. Появились новые желающие участвовать в строительстве Союзного государства. Это очень перспективный путь. Тем самым Союзное государство подтверждает свою эффективность в процессе консолидации народов и территорий, входивших в СССР.
Актуальность семинару придает и тот факт, что проходит он во время развивающегося мирового экономического кризиса. И с экономической точки зрения Беларусь и Россия, безусловно, будут им затронуты в той или иной степени. В программе семинара было посещение предприятия ОАО «Содружество-Соя» в городе Калининграде. Нам показали, как очень быстро и динамично развивается предприятие, однако кризис задел и его. Сегодня руководство компании с большой тревогой говорит о том, что некоторые заказчики уже не способны оплачивать товар. Поэтому приходится работать за счет ранее накопленного потенциала, за счет внутренних ресурсов. Но выходить из кризиса, защищаться от него гораздо эффективнее, объединив наши экономики в одном экономическом пространстве. У Союзного государства огромный экономический ресурс, у нас громадный внутренний рынок. Если объединить потенциал Беларуси и России, а в перспективе и других государств, которые желают вступить в Союзное государство, мы получим колоссальный внутренний рынок! За счет его развития, за счет правильного выстраивания внутренних экономических и интеграционных связей мы смогли бы не давить друг друга ценами, не препятствовать реализации продукции, а, наоборот, снимать все эти барьеры. Тогда мы смогли бы не только смягчить влияние мирового кризиса на нас, но, думаю, даже выйти из него еще с большим потенциалом.
На мой взгляд, строительству Союзного государства нужно придать сегодня большую публичность. Это позволит оперативно высвечивать возникающие проблемы, вовремя вырабатывать пути для их преодоления, тем более что большинство из них носят чисто субъективный характер. Чтобы избежать субъективности, надо открыть двери кабинетов, сделать достоянием гласности сам процесс ведения переговоров, и это, поверьте, сразу даст положительный результат. Сегодня необходимо максимально задействовать общественное мнение народов двух стран для того, чтобы активизировать процесс построения Союзного государства.
Очень много внимания, причем заслуженно, участники семинара уделяют союзным программам. Фактически все программы, которые сейчас существуют, имеют большую перспективу. Более того, существует много интересных проектов, которые могли бы также стать нашими совместными программами. Однако стать участниками союзных программ предприятиям и организациям сегодня крайне тяжело. Процедура, технология утверждения этих программ крайне сложна и забюрократизирована. Об этом тоже шла речь на семинаре. Данную проблему я ощущаю сам, когда, представляя в Государственной Думе Сибирь, не знаю, что отвечать на вопросы своих избирателей из Омской и Новосибирской областей, как попасть в союзные программы. Но сложность процедуры утверждения программ – это лишь одна часть проблемы. Другая в том, что и выполнение союзных программ, и их финансирование тоже оставляют желать лучшего.
Сегодня роль Парламентского Собрания при разработке и реализации программ Союзного государства нередко ограничивается лишь заслушиванием предложений и проблемных вопросов в отдельных комиссиях. А для того чтобы реализация решений Парламентского Собрания проходила беспрепятственно и в установленные сроки, исполнители должны принимать непосредственное участие еще на стадиях их разработки. Для этого руководителей конкретных министерств и ведомств мы регулярно приглашаем на заседания комиссий Парламентского Собрания, но они не жалуют нас своим вниманием. Думаю, что в такой ситуации столь важные вопросы нужно выносить на пленарные заседания Парламентского Собрания. Если кто-то из министров или руководителей агентства может себе позволить проигнорировать приглашения комиссии союзного парламента, то отказаться от участия в пленарном заседании ему будет крайне тяжело, да и ответственность будет выше. Такое предложение уже выдвигалось нами на последнем заседании Комиссии по экономической политике, и депутаты поддержали эту идею. Таким образом Парламентское Собрание сможет сыграть свою роль в совершенствовании процесса реализации и разработки союзных программ. Важные вопросы будут обсуждаться с привлечением всех заинтересованных лиц, то есть обсуждение конкретных вопросов перейдет в публичную плоскость.
Это тем более важно сегодня, когда уже есть очень много интересных предложений. Прежде всего в области высоких технологий: у нас широкие перспективы в сотрудничестве в вопросах космоса, большие возможности в развитии радиоэлектроники. Мы могли бы шире сотрудничать и в области машиностроения. Мы все время говорим лишь о союзном дизеле, а надо уже говорить и о союзном тракторе, и о союзном грузовике. Нужно стремиться к созданию конечной продукции. То есть чем больше у Союзного государства совместных программ, тем лучше. Тем более тогда, когда жизнь и нынешняя политическая обстановка в мире диктует все более жесткие условия. В том числе и в области военно-технического сотрудничества.
Есть еще один очень важный вопрос, который здесь обсуждался, – это собственность Союзного государства. Как бы там ни было, союзные программы реализуются. В результате образуется собственность, то есть продукт, который появляется в результате этой деятельности, – а это уже собственность нашего Союза. Но закона, который позволял бы пользоваться этой собственностью, сегодня не существует, и принять его невозможно. Парламентское Собрание не имеет на то полномочий. Проблема в том, что у Союзного государства нет конституции, нет основного закона, нас, депутатов Парламентского Собрания, никто не выбирал, нас просто делегировали. Поэтому у нас нет полномочий, чтобы принимать законы. Чтобы снять эту проблему, решили идти по пути ратификации договора между двумя государствами. Пока, до появления избранного нашими народами парламента, до появления возможности принятия такого решения внутри Союзного государства, это единственный путь решения вопросов союзной собственности. Считаю, что ратификация соглашения о собственности нашими парламентами придаст новый импульс союзному строительству.
Беседовала
Анна ЖИТИНКИНА