Франц КЛИНЦЕВИЧ:
«Мы обречены на политическое единство» Одними из наиболее обсуждаемых и острых политических событий последнего времени стали югоосетино-грузинский конфликт, а также недавние парламентские выборы в Беларуси. О том, какое влияние эти события оказали на интеграционные процессы внутри Союзного государства, мы спросили заместителя председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике, первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по делам ветеранов Франца КЛИНЦЕВИЧА.
Одними из наиболее обсуждаемых и острых политических событий последнего времени стали югоосетино-грузинский конфликт, а также недавние парламентские выборы в Беларуси. О том, какое влияние эти события оказали на интеграционные процессы внутри Союзного государства, мы спросили заместителя председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике, первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по делам ветеранов Франца КЛИНЦЕВИЧА. – События, которые произошли в Цхинвале, – считает он, – вызвали широкий общественный резонанс и в Российской Федерации, и в Республике Беларусь. Действия российских миротворцев, регулярной армии, властей, нравственная позиция участников конфликта от простого солдата до президента широко обсуждались и на кухнях простых граждан, и в экспертном сообществе.
Не секрет, что начиная с 90-х годов некоторые государственные люди в России пытались быть удобными, лояльными для всех и вся, чтобы не испортить ни с кем отношения, чтобы выглядеть прилично на Западе. Такие действия шли вразрез с национальными интересами России, не находили поддержки в обществе. События в Цхинвале все расставили на свои места и для политиков, и для военных, и для граждан – государство встало на защиту своих людей, не оставило их в беде.
То, как российская оппозиция отнеслась к решительным и оправданным действиям государства в Цхинвале, было весьма схоже с реакцией белорусской оппозиции на недавние парламентские выборы в Беларуси. Даже если бы все эти люди каким-то фантастическим путем прошли в парламент, они и в этих условиях сказали бы, что выборы были не очень чистые.
Обращаю внимание на один момент. Когда наблюдатели из Российской Федерации приехали работать на белорусских выборах, они смотрели, насколько кампания соответствует требованиям законодательства Республики Беларусь. А вот международные наблюдатели, приехавшие из Европы, оценивали все события на выборах с той точки зрения, насколько кампания вписывается в модель, принятую в Бельгии, к примеру, или в Дании. Можно догадаться, насколько далеки такие наблюдатели были от желания узнать реальное волеизъявление белорусов, их настроения и чаяния.
Я хотел бы процитировать Президента Беларуси Александра Лукашенко, который отметил, что, готовясь к выборам, власти шли на все, даже порой закрывали глаза на явные нарушения белорусского законодательства при работе с явно провальными оппозиционными кандидатурами, чтобы только «понравиться» Западу. Когда выборы закончились и недовольные их результатами провели свои акции, вышли на площадь – власть опять была абсолютно лояльна к плюрализму мнений. Отнеслась с пониманием, что оппозиция должна отработать деньги, полученные от Запада. К слову, это мы проходили и в России, это есть и на Украине. К такому виду «бизнеса» нужно, видимо, относиться как к одной из примет времени.
Выборы в Беларуси были организованы на высочайшем уровне, люди единодушно пришли на избирательные участки, чтобы поддержать действующую власть. Важна позиция людей. Как человек, родившийся в Беларуси, я знаю – мои земляки голосовали с пониманием, что без крепкой вменяемой власти в стране неизбежно будут кровь, кавардак и безобразия. Люди проголосовали за действующую власть и за тех, кто ее поддерживает. То есть опыт Цхинвала, дыхание такой близкой войны, конечно же, не могли не отразиться на белорусских выборах.
Военные события заставили каждого четко выразить свою позицию к происходящему, выявили наше славянское единство. То, что сейчас делает Украина, включая и поставки людей в зоны боевых действий, – это не позиция народа, это отработка прикормленными Западом и США политиками своего «содержания». НАТО все делает для того, чтобы «обложить» Россию. Мы ведь все прекрасно понимаем, что если сегодня Беларусь не будет в единой связке с Россией, то завтра на территории республики могут разместиться натовские базы. Я это говорю не только как политик, но и как человек, который много лет прослужил в Вооруженных силах. И, несмотря на противодействие некоторых внешних сил, пытающихся противопоставить руководство двух наших стран, понятно, что это бесперспективно – мы обречены на политическое единство.
– У конфликта вокруг Цхинвала есть еще один важный аспект – информационный. Вышла ли Россия из этой войны победителем?
– Информационную войну Россия проиграла. Ведь задолго до боевых действий было понятно, что они – неизбежны, что государство встанет на защиту своих людей в Кавказском регионе. Но СМИ были выключены из какой-то разъяснительной работы по позиции России. Правда, этот проигрыш может на самом деле пойти нам в плюс: в Европе и мире многие начали пытаться разобраться, что же на самом деле происходит на Кавказе. Работа ангажированных информагентств и телекомпаний, которым привыкли верить, подверглась сомнению – выявились факты и подтасовки. Стало понятно, что все разговоры про свободу слова и демократию на Западе не стоит идеализировать.
– Какие в связи с этим задачи стоят перед союзными СМИ?
Сегодня можно без преувеличения сказать, что наш информационный «кулак» – канал «ТРО Союза», наши газеты «Союз» и «Союзное Вече», интернет-ресурсы – все это держится на энтузиазме руководителей, их способности договариваться, пробивать что-то, решать проблемы.
Телевидение, пресса – это ведь иллюстрация событий, отчет о той политике, которая реализуется властями двух стран. Если наши руководители не начнут проводить интеграционные процессы по-настоящему активно и планомерно, мы не будем особо интересны для людей. Объединение у нас идет планомерно, по шажкам, оно постепенное и может быть не столь заметное, как хотелось бы. Но если проанализировать сделанное, то результат виден невооруженным глазом. То, что некоторые западные политики всячески хотят вбить клин в отношения между Минском и Москвой, то, что хотят их разрушить любой ценой, означает, что для них наш Союз – большая проблема. Недавний визит в Минск председателя российского правительства Владимира Путина красноречиво свидетельствует, что интеграционные процессы ждет неизбежное углубление. Они могут и будут двигаться быстрее, наш Союз будет становиться силой и для наших друзей, и для неприятелей. Сильными и независимыми мы можем быть только вместе.
Беседовала
Нина АЛЕШИНА