В Союзное государство – по зову сердца
Товарооборот между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, по итогам 2008 года, ожидается на уровне 845 млрд рублей. На вопросы «СВ» отвечает заместитель Государственного секретаря – член Постоянного Комитета Союзного государства, депутат Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике Василий ХРОЛ.
На вопросы «СВ» отвечает заместитель Государственного секретаря – член Постоянного Комитета Союзного государства, депутат Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике Василий ХРОЛ. – Василий Петрович, охарактеризуйте, пожалуйста, сегодняшние российско-белорусские торгово-экономические отношения.
– В этом году Республика Беларусь остается одним из основных партнеров Российской Федерации, занимая по итогам 2007 года шестое место во внешнеторговом обороте России. Удельный вес Беларуси составил 5% (в 2007 году – 4,6%). Доля России с 48,3 процента увеличилась до 49.
Объем товарооборота в первом полугодии этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого увеличился на 60,7%, превысив $18 млрд. Объем экспорта из Беларуси в Россию вырос на 42% – до $5,6 млрд, а импорт из России в Республику Беларусь – на 70,8% и составил $12,4 млрд.
В структуре экспорта России в Беларусь в январе – июне 2008 года преобладали топливно-энергетические товары – 63,2% от всего объема. Доля металлов и изделий из них – 11,6%, продукции химической промышленности – 7,1%.
В структуре российского импорта из Беларуси в первом полугодии 2008 года ведущее место по-прежнему занимали машины, оборудование и транспортные средства, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.
– Что, на ваш взгляд, является движителем наших экономических связей?
– Не ошибусь, если скажу, что рост товарооборота невозможен без четкого, взаимовыгодного взаимодействия между субъектами Российской Федерации и Республикой Беларусь. Поэтому одним из основных направлений нашего торгово-экономического сотрудничества является укрепление взаимовыгодных экономических связей российских и белорусских регионов. Сегодня действует уже более 240 региональных соглашений.
Используются самые разнообразные формы взаимодействия – советы делового сотрудничества, рабочие группы, форумы, «круглые столы». Успешно работают 14 двусторонних советов и комиссий по сотрудничеству между Правительством Республики Беларусь и административными регионами Российской Федерации.
По итогам межправительственных встреч состоялось 10 заседаний делового сотрудничества, комиссий и рабочих групп, на которых были подведены итоги совместных программ торгово-экономического, научно-технического и культурного взаимодействия за 2005-2007 годы и приняты новые конкретные решения по дальнейшему сотрудничеству на 2008-2010 годы.
В первом полугодии 2008 года ведущее место в региональных российско-белорусских связях занимали следующие федеральные округа Российской Федерации: Уральский федеральный округ – товарооборот $6,3 млрд в общем объеме (35,3%), Центральный федеральный округ – товарооборот $5,9 млрд в общем объеме (33,2%), Приволжский федеральный округ – товарооборот $2,6 млрд в общем объеме (14,5%), Северо-западный федеральный округ – товарооборот $1,8 млрд в общем объеме (10,3%). На долю этих четырех федеральных округов Российской Федерации в первом полугодии 2008 года приходилось 83,4% общего российско-белорусского взаимного товарооборота.
При этом наиболее активно в данном направлении работали: Тюменская область, на долю которой приходилось 32,4% российско-белорусского товарооборота, город Москва – 15,4%, Московская область – 7,3%, город Санкт-Петербург – 4,3%, Республика Татарстан – 3,9%, области: Смоленская – 2,3%, Нижегородская – 2,2%, Свердловская – 1,9%, Вологодская – 1,4%, Ярославская – 1,5%. В целом на пять ведущих российских регионов приходилось 63,3% внешнеторгового оборота Республики Беларусь с Российской Федерацией.
Замечу, что структура торговли насыщается не просто сырьевыми товарами, а продукцией с высокой степенью переработки, машинами и механизмами, продуктами питания. Это существенно отличает российско-белорусскую взаимную торговлю от торговли с другими странами.
– Премьер-министр России Владимир Путин предложил Белоруссии отказаться от американской валюты в расчетах за энергоносители. Как к этому отнеслась Белоруссия?
– План введения единой денежной единицы в рамках союзного строительства существует давно, но до сих пор не утвержден. Есть мнение, что это должно быть завершающей стадией объединительного процесса. Кроме того, между нами есть разногласия, касающиеся, например, степени влияния каждой стороны на проведение денежной эмиссии, единого эмиссионного центра, суммы и размеров компенсации за так называемые кассовые разрывы при замене одной денежной единицы на другую. Но и по политическим, и по экономическим соображениям наши органы управления четко осознают, что переход на российский рубль – очередной шаг к более тесному экономическому сотрудничеству.
Предложение Владимира Путина ввести рублевый пул при расчете за энергоносители считаю очень важным и своевременным. Более того, Владимир Владимирович в ходе двусторонней встречи с Сергеем Сергеевичем Сидорским говорил о процессе корректировки и утверждении плана введения единой денежной единицы. Так что мы будем этим заниматься. Для Белоруссии это также актуально, особенно в условиях нынешнего мирового финансового кризиса.
И Россия, и Белоруссия, начиная с прошлого года, разделили золотовалютные резервы на части и хранят их в золоте, евро, долларах. И если в расчетах в рамках взаимного товарооборота мы будем пользоваться родным российским рублем, нашим экономикам от этого будет только польза. Хватит поддерживать экономику США. Прежде всего надо думать о своих гражданах и о Союзном государстве и переводить торгово-экономическое сотрудничество с долларов на российские рубли.
– Василий Петрович, на унификацию каких нормативных актов, на ваш взгляд, необходимо обратить внимание нашим законодателям сегодня?
– К Договору о создании Союзного государства прилагается план его реализации. В нем написано, что унификация и гармонизация белорусско-российского законодательства должна быть направлена на создание предсказуемой среды для торгово-экономического сотрудничества и его развитие. И если таможенное законодательство мы унифицировали, то налоговое, финансовое, земельное, касающееся приватизации, нет.
Я не сторонник слепого копирования российских законов, тем не менее, учитывая необходимость выработки единого подхода к налогообложению – взиманию НДС, подоходного, считаю, что они должны быть унифицированы. Пока Республика Беларусь приняла только общую часть Налогового кодекса, перечисленные выше проблемы в ней учитываются, но до полной унификации еще далеко.
Хотя, думаю, эти препятствия можно преодолеть, если проводить совместные коллегии минфинов и минразвития. За последние годы не было ни одной совместной коллегии минфинов, как и совместных коллегий министерств экономики. Как будто им нечего обсуждать. У нас есть частный и малый бизнес. А межправительственного соглашения о сотрудничестве в области малого и среднего бизнеса нет. А ведь его развитие и поддержка – одна из важнейших задач наших государств, решение которой поможет справиться и с проблемой занятости населения, повышения его благосостояния – особенно в сельской местности. На мой взгляд, нашим министерствам необходимо активнее сотрудничать между собой, проводить совместные заседания коллегий, искать общие проблемы и пути их решения.
– Кстати, о проблемах. Геополитическая ситуация в мире очень изменилась. Какие задачи в связи с этим Россия и Белоруссия, как члены Союзного государства, должны решать в первую очередь?
– Во-первых, необходимо крепить, как я уже говорил, не американский доллар, а российский рубль, развивать и укреплять союзную экономику.
Во-вторых, не жалеть денег на воспитание наших детей в духе патриотизма и любви к Родине.
В-третьих, делать наш союз привлекательным для других бывших союзных республик. Тогда на мировой арене мы будем играть решающую роль – в геополитическом, экономическом, финансовом и любом другом плане. В ООН сможем блокировать любые решения, не соответствующие здравому смыслу, логике и не отвечающие нашим экономическим интересам. Расширенный союз обладал бы огромным потенциалом для дальнейшего развития союзного строительства и сотрудничества. Но в Союзное государство приходят не по принуждению, а по зову сердца и души, руководствуясь экономической и политической целесообразностью.
Беседовала
Наталья ДОЛГУШИНА