Павел БОРОДИН:
Мы встретились с Государственным секретарем СГ Павлом Бородиным перед заседанием Совета Министров СГ. Если настроение общественного мнения в отношении перспектив Союза колеблется вместе с погодой – от пессимизма к бодрой уверенности, то у Павла Павловича оно всегда ровное. Он остается убежденным оптимистом. И верит в то, что союзные деньги уже успешно трудятся на благо двух народов. А его последнее любимое изречение – «скоро Европа будет проситься в наше Союзное государство».
– Поделюсь своими наблюдениями. В неформальной обстановке мы очень тесно общались в Минске с иностранцами, обсуждали детали голосования, делились впечатлениями. Никто из них в приватной беседе не высказался скептически. Казалось, что им все нравится, все устраивает. Но как только к ним подходили репортеры с микрофоном и камерой – они сразу же вытягивались в струнку и начинали рапортовать о том, что они не согласны с тем, как проходят выборы. Удивительное дело! Вот что делает политика с нормальными живыми людьми. Что же касается самих выборов, я считаю, что белорусам были предоставлены все возможности и для того, чтобы проголосовать за кого хочешь, и для того, чтобы участвовать в выборах в качестве кандидата. Почему представители оппозиции не попали в парламент? Они даже не встречались с избирателями. И Администрация Президента, и Центральная избирательная комиссия предлагали им помощь в организации встреч с трудовыми коллективами. Но они настаивали только на телевизионных выступлениях. Телевизор, конечно, дело хорошее, но диалог с людьми по поводу жизненно важных для них проблем – это самое главное. Но они побоялись идти на контакт с избирателями.
– Внимание России к белорусским выборам, помимо всего прочего, обусловлено и ожиданием дипломатической поддержки со стороны Белоруссии в вопросе признания Южной Осетии и Абхазии. Оправдаются ли эти ожидания?
– Думаю, это вопрос времени. Именно так высказывается и Президент Беларуси Александр Лукашенко. По его словам, вопрос о независимости этих республик рассмотрит новый парламент. Но уже сейчас Беларусь оказывает и дипломатическую, и финансовую поддержку – активно помогает восстанавливать Южную Осетию. При этом все белорусские официальные лица говорят об адекватности деятельности России по защите своих граждан и югоосетинского народа. Все ведь понимают, что мы были вынуждены войти в Южную Осетию. Можно ли всерьез рассматривать тот бред, который тиражируется на Западе, что Россия приращивает свои территории за счет Абхазии и Южной Осетии! Территория России – 17,2 кв. км, у нас 140 с небольшим миллионов населения. Зачем нам что-то приращивать, у нас все есть: и природные ресурсы – газ, нефть, олово, никель, золото, алмазы, и головы, которые, к сожалению, переезжают на Запад, потому что там платят в десять раз больше. Главное, что нам нужно, – это дать людям работу, хорошую зарплату и уверенность в завтрашнем дне. А мы вынуждены защищать дружественный народ. Потому что считаем это своим долгом. Руководители признанных республик уже заявили, что намерены подать заявку на участие в Союзном государстве. И я думаю, что мы положительно рассмотрим этот вопрос.
Но я подчеркиваю: мы строим наш Союз на экономическом интересе. Наша главная идея – создание рабочих мест и подъем промышленности. Будет все это в разоренной Южной Осетии – придут туда мир и покой. Мы имеем очень большой опыт союзного строительства. И мы готовы этим опытом поделиться со всеми новыми союзниками. Напомню, что мы уже создали пять миллионов рабочих мест для белорусов и россиян. В 2000 году мы побывали в Ярославле, Могилеве, Санкт-Петербурге, Минске, Москве, Воронеже – все заводы стояли. В Ярославле в советское время на моторостроительном заводе работали 24 тыс. человек. Когда мы приехали, там осталось 1200 чел. А сейчас уже работают 18 тысяч. Так же изменилась ситуация в производстве «КАМАЗов», телевизионной техники, суперкомпьютеров. До нашей программы суперкомпьютеры делали только три страны. Теперь к ним присоединились Белоруссия и Россия. Развитие промышленности – это главное концептуальное ядро экономической политики Союзного государства. Я считаю, что мы должны развивать свое машиностроение, станкостроение, приборостроение. Но при этом учитывать законы макроэкономики. Мы должны знать правила рынка и участвовать в создании этого рынка. Поэтому я все время говорю, что восстановление постсоветского пространства на конфедеративной основе – это все равно наше ближайшее будущее. На мой взгляд, наши ведущие политики, а также Дмитрий Медведев, Владимир Путин, Александр Лукашенко, Нурсултан Назарбаев – это люди, которые нацелены на эту задачу. Только что в Минске мы собирались в очень интернациональной компании вместе с армянами, казахами, азербайджанцами – мы все говорили на одном языке. И тему обсуждали все ту же: когда наконец восстановим прежние связи, в прежнем объеме. Естественно, что мы говорили о едином экономическом, едином культурном пространстве. Речь не идет о том, кто будет главным на этом пространстве, – мы все равны. Но говорим о техническом сотрудничестве, таможенном, приграничном, о кредитно-платежной политике. Мир развивается в сторону интеграции, и нам никуда от этого не деться.
– А если от концепции союзного строительства перейти к практике? Чем конкретно занимаются союзники в перерывах между заседаниями Совмина?
– Подведение итогов торгово-экономического сотрудничества наших стран – ключевой вопрос очередного заседания. Объем взаимной торговли за период с 1995-го по 2007 год возрос с 5,2 до 26 миллиардов долларов, то есть вырос в пять раз. По итогам первого полугодия 2008 года, товарооборот составил 18,011 миллиарда долларов, увеличившись на 60,7 процента по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Есть все основания полагать, что по итогам 2008 года наш товарооборот превысит 34 миллиарда долларов. А посмотрите, какая картина по регионам. В прошлом году ведущее место в торгово-экономическом сотрудничестве с Республикой Беларусь занимали Тюменская область, на долю которой приходилось 32,4 процента российско-белорусского товарооборота, город Москва – 15,4 процента, Московская область – 7,3, Санкт-Петербург – 4,3, Республика Татарстан – 3,9, Смоленская область – 2,3, Нижегородская – 2,2, Свердловская – 1,9, Вологодская – 1,4, Ярославская область – 1,5 процента. В целом на долю этих 10 российских регионов в 2007 году приходилось 72,6 процента внешнеторгового оборота Республики Беларусь с Российской Федерацией. Эти же регионы наиболее активно сотрудничают с Республикой Беларусь и в нынешнем году.
– Не могли бы уточнить, Павел Павлович, чем мы торгуем? Есть такой стойкий стереотип, что мы в Белоруссию – газ, а нам в ответ – белье «Милавицы» и творог?
– В последние годы в структуру торговли входят не только сырьевые товары, но продукция с высокой степенью переработки, машины и механизмы. А какие могут быть претензии к продуктам питания? Мы уже научились ценить то, что произведено в нашем отечестве – российском или белорусском. Кроме того, из российских регионов в Беларусь поставляется продукция металлургии, химической и нефтехимической промышленности. Из Беларуси мы получаем сельхозтехнику, транспортные средства, машиностроительное оборудование, минеральное сырье. А поскольку такой хороший товарооборот, востребованной оказывается и идея по созданию единого экономического пространства. Мы создаем условия для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Еще я бы отметил, что на нынешнем уровне наших взаимоотношений большое значение имеет наша работа по принятию балансов спроса и предложения по важнейшим видам продукции Союзного государства.
– А если говорить о создании единого таможенного пространства – как далеко мы продвинулись в этом?
– На этом важнейшем направлении в строительстве Союзного государства большую работу вместе с Постоянным Комитетом Союзного государства проводит Таможенный комитет Союзного государства. Таможенные ведомства Беларуси и России уже давно знают друг друга в лицо и работают как настоящие партнеры. Главными вопросами для Таможенного комитета СГ остаются упрощения порядка пересечения российско-белорусской границы, а также унификации таможенных правил и процедур в Союзном государстве. На заседаниях коллегии Таможенного комитета Союзного государства 14 февраля в Гродно и 10 июня в Светлогорске Калининградской области были рассмотрены актуальные на сегодняшний день вопросы и достигнуты договоренности по решению таких проблемных вопросов, как многократное использование удостоверений ввоза транспортных средств в отношении рейсовых автобусов и многократное применение (общим сроком на 6 месяцев) удостоверений ввоза транспортных средств, временно ввозимых на территорию Российской Федерации гражданами Республики Беларусь.
Одним из наиболее актуальных вопросов является поэтапный перенос таможенного контроля с российско-белорусской границы на внешние границы Союзного государства. Создана рабочая группа из представителей ФТС России и ГТК Беларуси, которой поручено подготовить перечень мероприятий организационного и практического характера по переносу таможенного контроля.
– Павел Павлович, но можно ли с полной уверенностью сказать, что на таможенном пространстве Союзного государства сегодня проблем нет?
– Нет, конечно. Впереди еще большая работа. Мы должны согласовать обратный ввоз на территорию Российской Федерации товаров российского происхождения, ранее вывезенных из России на территорию Республики Беларусь. Мы должны будем унифицировать подходы к организации таможенного сопровождения российской и белорусской таможенными службами. Сейчас уже реализуется программа по внедрению второй очереди Единой автоматизированной информационной системы. Нам нужно разработать новые совместные таможенные технологии, направленные на перенос таможенного контроля на внешние границы Союзного государства. Все, о чем я говорю, поможет нам организовать надежный и эффективный контроль на внешнюю границу Союзного государства с полной отменой или значительным уменьшением числа процедур таможенного контроля на российско-белорусской границе. Мы много говорили с вами об обустройстве таможенной инфраструктуры. Так вот, могу сказать, что в 2007 году эта союзная программа завершена. Мы построили и реконструировали восемь пограничных пунктов таможенного оформления, в результате их пропускная возможность увеличилась почти на 20 тысяч автомобилей в сутки. Сейчас мы готовим проект новой союзной программы по обустройству еще ряда пунктов пропуска таможенного оформления.
– Вы так оптимистично рассказываете об успехах Союзного государства, что невольно напрашивается вопрос: почему же в наших отечественных экономиках столько много нерешенных проблем и не потянут ли эти проблемы союзную лодку ко дну?
– Еще раз повторюсь: в Союзном государстве мы сделали ставку на промышленное производство и создание рабочих мест. Поэтому мы уже обречены на успех. Во всех странах с растущими экономиками индустриальный рост опережает рост финансов. А если взять нашу статистику, то у нас не очень-то охотно вкладываются деньги в производство. Я вспоминаю, как приехал в 89-м году в Китай. Мы наблюдали средневековую картину: люди таскали строительные материалы на себе или на ослах. А посмотрите, что сейчас там происходит. Если китайцы смогли сделать такой рывок – почему мы не можем? Людям нужно давать работу, давать возможность строиться на собственной земле. Им некогда будет водку пить: ему надо будет дом построить, ему надо будет содержать животных, пропалывать грядки. Дать человеку дополнительные возможности для развития – вот такая нам нужна стратегия социального развития.
Смотрите, мы первые полетели в космос. А что у нас происходит с авиаперевозками? У нас нет горючего? Или еще один пример. Когда я встречался со специалистами фирмы «Боинг», я слышал от них: «У вас великолепные корпусные изделия, планерные, но вот моторы…» Есть слабые места, их нужно раскручивать и усиливать свои сильные стороны. Я считаю, что мы должны развивать сове самолетостроение, приборостроение, станкостроение. А если вернуться к тому же горючему… Я нахожу очень легкое объяснение. Нас в прежние советские времена называли «плановиками» с иронией – потому что все планировал Госплан. И в то же время тогда японцы составляли 12 тысяч балансов, сейчас они составляют 26 тысяч. В Финляндии 800 балансов в год. Или в той же Америке… Что в результате? У нас кофе в Москве стоит 50 долларов, а в Америке за эти деньги можно пообедать. У них «Мерседес» можно купить за 40 тысяч долларов, у нас – за все 240 тысяч. У них – все в руках государства. В этом отношении для меня Америка – это идеальная страна в части государственного регулирования.
– Вы неоднократно говорили о том, что Союзному государству для подъема, вдохновения, допинга, что ли, нужна какая-то глобальная амбициозная затея. В качестве такого проекта вы говорили о транспортном коридоре. Современная действительность не ослабила вашего романтизма?
– Нет. Я уже об этом восемь лет говорю, что нам нужна транснациональная идея. Это транспортный коридор: Лондон, Париж, Минск Москва, Екатеринбург, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток. Пять рядов туда, пять рядов обратно. Это автодороги, железные дороги, агрогородки, терминалы – и конечно, рабочие места. Кроме того, наши правительства сегодня ставят беспрецедентные по масштабу задачи, связанные с использованием транзитного потенциала страны. Союзному государству самое время использовать эти перспективы.
В развитие дорог и дорожной инфраструктуры в ближайшие годы в России планируется вложить более 13 миллиардов российских рублей. Речь идет о строительстве более 50 тысяч километров дорог с применением новых технологий и материалов. Это напрямую связано с реализацией союзных программ по обустройству внешней границы Союзного государства, созданию таможенной и пограничной инфраструктуры, отвечающей требованиям мирового уровня. Мы смело можем ставить перспективные задачи по наращиванию межгосударственного транзита.
В настоящее время поэтапно развивается система евроазиатских транспортных связей и международных транспортных коридоров, проходящих по территории Союзного государства, проводится целенаправленная работа по развитию белорусских и российских участков транспортных коридоров.
В частности, трансъевропейский транспортный коридор имеет реальную перспективу стать главным маршрутом, соединяющим страны Европы от Великобритании до Урала с последующим продолжением до российских дальневосточных портов, что обеспечит выход на морские пути Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Это приоритетный маршрут создаваемой евроазиатской транспортной сети, связывающей страны Евросоюза с азиатскими государствами мира. Так что я по-прежнему остаюсь сторонником этой идеи и уверен, что мы ее осуществим.
– Павел Павлович, вы все шутите о присоединении Европы к Союзному государству. На чем зиждется ваш оптимизм?
– Действительно, и Белоруссия, и Россия уникально расположены. Мы обладаем редчайшими ресурсами. Что есть в Европе, кроме сосисок, пива и наших же красивых женщин? У нас же есть все реальные экономические предпосылки для того, чтобы сделать наши страны самым притягательным местом приложения иностранных инвестиций, привлечения иностранных предпринимателей, туристов со всего мира. Так что я уверен: станем сильнее – и Европа к нам потянется.
Беседовала Татьяна ЗЕМЛЯНСКИХ