Выбор и выборы белорусов
Палата представителей Национального собрания избрана в полном составе. И это событие, безусловно, выходит за рамки одной страны. Нынешняя предвыборная интрига напоминала остросюжетный роман, в котором развязку предсказать было невозможно. Запад неоднократно заявлял, что развитие отношений возможно только после подведения итогов избирательного марафона. И Минск пошел на шаги, которые чаще всего сопровождались эпитетом «беспрецедентные».
К тому же в качестве кандидатов была зарегистрирована почти треть представителей партий, хотя в пропорциональном отношении в обществе они составляют пока лишь 3 процента. То есть, говоря спортивными терминами, квалификационные состязания по сбору подписей за того или иного выдвиженца были предельно щадящими. К старту не были допущены лишь те, кто не сумел выполнить кандидатский минимум – не прошел партийное сито или, того хуже, не сумел даже собрать свою инициативную группу. Партийцы были включены в Центризбирком с правом совещательного голоса, в окружные и участковые избирательные комиссии. Но здесь стоит отметить, что в Беларуси сохраняется мажоритарный принцип голосования, когда выбор делается не по партийным спискам, а за каждого конкретного кандидата.
Подавляющее большинство среди партийных претендентов на депутатский мандат было из оппозиционного лагеря. Это действительно выглядело беспрецедентно. Нельзя сказать, что оппозиция раньше не допускалась к выборам, а после требований Запада смогла получить законное право бороться за власть. И прежде она участвовала практически во всех предвыборных баталиях, если только сама от них не отказывалась. Но теперь она получила фору, о которой можно было только мечтать. Однако итог всего этого действа оказался не самым оптимистичным. Никому из оппозиции победить не удалось. Это можно долго и детально анализировать, но здесь вряд ли можно найти что-то новое. Подобные тенденции давно обозначились на постсоветском пространстве. «Когда плохо, есть экономические трудности, безработица, это приводит к социальной напряженности, и тогда появляется большое поле для оппозиции. Но сейчас в Беларуси совершенно иная ситуация. Исчезла та напряженность 90-х годов, протестное поле сузилось и практически исчезло. Народ хочет работать с теми, кто может решить их проблемы», – сказал глава наблюдателей от миссии СНГ Сергей Лебедев. Процесс, когда «правые идеи» теряют привлекательность и сторонников, обусловлен многими причинами.
Белорусская оппозиция, хотя и представляющая эклектичное соединение из либеральных и социал-коммунистических идей, была и есть по сути прозападная. Говорить о том, что те из партий, которые придерживаются социал-демократической направленности, являются опорой, например, для рабочих в РБ, вряд ли приходится. И полученные на выборах-2008 в лучшем случае 8-10 процентов поддержки – это еще вполне хороший результат, потому что прежде даже самые смелые социологические прогнозы свидетельствовали о процентах, измеряемых единицами.
В то же время партии, поддерживающие государственный курс, сумели получить 28 сентября достаточное количество голосов, чтобы провести 24 своих представителей в парламент. Также в будущей Палате представителей будет 31 депутат из нынешнего созыва и 30 госслужащих, в том числе и из верхнего звена вертикали власти. Эта ситуация может свидетельствовать о нескольких вещах, но главное – то, что делалось Беларусью в последние годы, получит логическое продолжение и отхода от ранее намеченных ориентиров не предвидится. Здесь речь может идти и о строительстве Союзного государства, и о сохранении проводимой многовекторной внешней политики.
Миссия ОБСЕ была вынуждена в данном случае отказаться от категоричности формулировок (что наблюдалось ранее) и ограничиться фразами о «реальных подвижках» и открытых дверях для диалога между РБ и ЕС. Но и это уже определенный знак.
Итог избирательной кампании, проходившей в достаточно спокойной атмосфере и на фоне политической и экономической стабильности, очевиден: Минск подтвердил стремление развивать контакты с теми, кто в них заинтересован, и вместе с тем намерен и в дальнейшем руководствоваться национальными интересами, отстаивать свою независимость и самостоятельно принимать решения о выборе модели развития, сообразуясь не только со стандартами, существующими в мире, но и с возможностями страны на данном этапе.
Разговоры о смене внешнеполитического направления движения не имеют под собой никакой реальной почвы. Давая интервью после голосования на участке №105 Старовиленского избирательного округа, Александр
Лукашенко высказался более чем определенно: «Не думаю, что российскому руководству нужны сложности Беларуси с Америкой и Западом. По крайней мере, так всегда нам говорили официальные лица Российской Федерации. Если нам удастся нормализовать отношения с Западом так, как мы считаем нужным, это будет достойный вклад в единую копилку белорусско-российских отношений. Думаю, и россияне, и белорусы от этого только выиграют».
Президент также заявил, что у наших двух стран нет неразрешимых проблем. «И данные выборы не имеют никакого отношения к нашим взаимоотношениям с Россией. Уверен, что россияне не только признают, но и поддержат результаты этих выборов. Я вижу, как наблюдатели от России относятся к тому, что происходило у нас, и что они говорят по ходу избирательной кампании».
Наблюдатели от Парламентского Собрания Союза Беларуси и России совместно с миссией СНГ выступили с заявлением, где подчеркнули, что выборы в Беларуси проведены в соответствии с законодательством, международными нормами (это подчеркивалось особо), были свободными, открытыми и гласными.
За выборами от «СВ» наблюдали Андрей БОБОК, Наталья ДОЛГУШИНА, Виктор ЛЕЩЕНКО