Ученье - свет, а единства в нем нет
Разные подходы в образовании в будущем могут помешать взаимопониманию наших народов
Фото: kpmedia.ru
ЧУДОВИЩЕ ФРАНКЕНШТЕЙНА
Об этом говорили на экспертной сессии «Российско-белорусские отношения в 2021 году: союзные программы, новые вызовы и направления интеграции».
- Мы говорим, что нужны специалисты в разных областях - станкостроении, информатике, металлообработке и так далее. А кто у нас в этих областях будет работать? Привлечение выпускников налажено недостаточно эффективно, - считает заместитель Государственного Секретаря Союзного государства Алексей Кубрин.
Есть и другая проблема - ощутимая разница между образовательными программами в наших странах. Ректор Государственного академического университета гуманитарных наук Денис Фомин-Нилов:
- Надо уделять внимание научно-образовательному, гуманитарному сотрудничеству. Здесь у нас поле непаханое, в том числе из-за различий в подходах. Экзамены по истории - это две очень большие разницы. По обществознанию мы не можем в университетах России засчитывать предмет, аналогичный обществознанию в Беларуси.
Российскую систему образования Денис Фомин-Нилов сравнил с «чудовищем Франкенштейна, где одна нога от Российской империи, другая от СССР, голова частично от Европы, а тело не то китайское, не то американское». Не идеальна, по его словам, и белорусская система.
А у подрастающего поколения наших стран должно быть единое видение.
- В конце концов, главное, чтобы наша молодежь умела находить общий язык. Это и есть главная задача нашей интеграции, - высказал мнение гендиректор радиостанции «Говорит Москва» Владимир Мамонтов.
НАВЯЗАННЫЕ ЦЕННОСТИ
Алексей Кубрин припомнил западные стандарты в образовании. В частности, Болонскую систему. По его словам, она внедрялась в наших странах для того, чтобы наши университеты влились в западную высшую школу. Но взаимодействия не получилось.
Декан факультета истории и межкультурных коммуникаций Гомельского государственного университета имени Скорины Станислав Черепко озвучил еще одну проблему. Российские и белорусские студенты плохо вовлечены в академические программы. Изменить ситуацию могут международные проекты.
- «Летний университет» в этом году стал прорывом в сфере обмена будущих специалистов, - сказал он.
Можно создать научно-образовательные консорциумы, которые позволят сформировать единые подходы.
Вывод экспертов: у наших стран есть 10 - 15 лет на интеграцию систем образования. Иначе не получится выстроить стабильные союзнические отношения. Люди станут слишком разными.
ЗАСУЧИВ РУКАВА
Экономическое сближение наших стран тоже обсудили. Работы, как говорится, непочатый край.
Заместитель председателя Постоянной комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета РБ Алексей Русакович отметил, что для реализации 28 программ надо принять около четырехсот документов. Сроки очень жесткие. Декрет рассчитан на два года. Эксперты напомнили, многое из того, что требуется сделать, планировалась еще двадцать лет назад, но так и не было завершено по разным причинам.