Без собственности нет государства
На следующей неделе открывается осенняя сессия Палаты представителей Национального собрания Беларуси. Одним из первых законопроектов, который планируют рассмотреть депутаты, станет белорусско-российское Соглашение о регулировании вопросов собственности Союзного государства.
Российская Федерация ратифицировала данное соглашение еще в июле прошлого года. Мы, к сожалению, несколько затянули процесс, но не потому, что были против, а в силу различных объективных обстоятельств, в частности необходимости соблюдения графика законотворческой деятельности. Но дальше откладывать решение уже непозволительно, потому что отсутствие механизмов учета союзной собственности серьезно тормозит строительство и развитие Союзного государства.
О необходимости формирования союзной собственности я говорил еще лет пять назад, находясь в Москве на съезде народов Беларуси и России, ибо без нее не может быть и речи об эффективной интеграции между нашими странами. И тогда же предложил радикальный вариант решения вопроса: мол, Беларусь передает в союзную собственность БелАЗ, МТЗ и МАЗ, а Россия – «Газпром» и «Росэнерго». Вот тогда мы действительно сразу подвинули бы интеграционный процесс.
Но мне возразили, что такая идея нереализуема, поскольку указанные мною объекты находятся в частной собственности. Ради Бога, пусть они остаются в частной собственности, но под контролем союзного правительства, которое по примеру Еврокомиссии будет регулировать политику ценообразования, бюджетную политику, инфляционные процессы. Создадим союзные министерства, единую систему правоохранительных органов, унифицируем тарифы и пошлины.
Сейчас товарооборот Беларуси с Россией превышает 30 миллиардов долларов, но он мог бы быть еще больше, если бы не чиновничьи барьеры. Зачастую многие решения союзного Совмина блокируются в ведомствах, и никто не несет ответственности за невыполненные поручения.
На сегодняшний день в рамках Союзного государства реализуется около 40 совместных программ и мероприятий. Результатом их выполнения, кроме решения целевых задач, является создание определенных имущественных и материальных ресурсов. К слову, в Беларуси ведется учет такого имущества. На январь 2008 года оно состояло из 73 тысяч единиц, балансовая стоимость которых – более 560 миллиардов белорусских рублей. Порядка 37 процентов стоимости имущества Союзного государства приходится на здания и сооружения, 11 процентов – на машины и оборудование, 6 процентов – на вычислительную технику. Но ведь мы находимся только в начале пути, и эти объемы обязательно будут возрастать. Скажем, сейчас идет работа по созданию автомобильного концерна с Россией. Следовательно, на территории России появится белорусская собственность, а в Беларуси – российская.
Любое имущество требует учета, а управление активами невозможно без разработки соответствующей нормативно-правовой базы. В качестве примера приведу ситуацию с компьютерами, используемыми таможенниками в пунктах пропуска на границе. Как известно, реконструкция пропускных пунктов, закупка техники и оборудования для их обустройства проводилась за счет средств союзного бюджета. Но те же компьютеры имеют свойство морально устаревать, и по этой причине каждые два-три года их приходится менять. Новые купили, а старые пылятся на складах, потому что никто не знает, как законно ими распорядиться. Ведь формально они являются союзной собственностью, и распорядиться ими по своему усмотрению, скажем, передать школам, таможенники не могут.
А главное, у нас до сих пор, вопреки Союзному договору, нет поступлений в общий бюджет от использования союзного имущества. Мы постоянно говорим о необходимости увеличения бюджета, но сами себе ставим палки в колеса. По прогнозам специалистов, урегулирование вопросов собственности позволит увеличить бюджет Союзного государства на четверть, или практически на миллиард рублей. Вот почему крайне важно урегулировать вопросы собственности уже этой осенью, до принятия бюджета на 2009 год.
Когда в союзном бюджете появятся доходы от использования собственности (а не только отчисления каждой из сторон), это ощутимо повысит авторитет Союзного государства, даст возможность вкладывать инвестиции в новые программы, ускорит срок проведения многих наукоемких инновационных проектов.
Таким образом, Соглашение о собственности укрепит экономический фундамент Союзного государства, что в свою очередь позволит нам в будущем сформировать союзный парламент и принять Конституционный акт. Без этого мы и дальше будем двигаться с пробуксовкой, а в условиях современной геополитической ситуации любое промедление непростительно.