Универсальное энергосредство
Многострадальная программа «Союзный комбайн», направленная на помощь агропромышленному комплексу России и Беларуси, наконец-то реализуется. На смену тысячам старых машин идет новое поколение быстросъемных комплексов уборочных машин и комбинированных почвообрабатывающе-посевных агрегатов на базе универсального мобильного энергетического средства мощностью 200-450 лошадиных сил.
– Олег Степанович, сколько лет ушло на признание этой программы?
– Ушло около пяти лет. Поскольку Россия сейчас целиком под пятой чиновников Минфина России, эту программу пришлось пробивать с 2002 года и до сентября 2006-го. 26 сентября 2006 года она была утверждена. Но даже после ее утверждения прошел еще год, прежде чем по конкурсу Минпромэнерго России были определены российские исполнители программных мероприятий, в то время как белорусские разработчики без проведения какого-либо конкурса приступили к успешному выполнению Программы еще в начале 2006 года.
– В чем заключается преимущество новых машин перед существующими?
– В первую очередь это экономическая эффективность. Обычные узкоспециализированные самоходные комбайны созданы только для уборки конкретной культуры. И эта узкоспециализированная машина используется максимум 200-300 часов в году, в благоприятные агротехнические сроки. Завершена уборка – и все оставшееся время эта сложнейшая машина, оснащенная двигателем, трансмиссией, ходовой системой, кабиной и системами управления, уборочными адаптерами, технологическими системами и т.д., стоит «у забора».
Новый энергонасыщенный и высокопроизводительный комплекс на базе УЭС отличается тем, что универсальное энергосредство, оснащенное быстросъемными адаптерами для уборки конкретной культуры, после уборки в сжатые сроки (5-10 дней) этой культуры вновь используется для уборки других культур с другими адаптерами.
Необходимо так спланировать объемы площадей под различными культурами в севооборотах, чтобы на один УЭС с различными комплексами машин и адаптеров приходился такой объем площадей, на котором он мог бы своевременно и без наложения агросроков обеспечить уборку всех культур. Кроме того, УЭС используется и для проведения других сельскохозяйственных работ: обработка почвы, ускоренное залужение сенокосов и пастбищ, транспортировка сельхозматериалов и др.
В результате годовая загрузка такого комбайна в хозяйстве составит 1400-1500 часов и более, т.е. стоимость часа работы УЭС будет в 4-5 раз ниже, чем у самоходного комбайна. Следовательно, и стоимость комбайна перераспределяется на ряд убранных культур и выполненных работ, что снижает себестоимость продукции соответственно увеличению годовой загрузки УЭС.
Кроме того, комбайн эффективно агрегатируется с машинами с активными рабочими органами. В этом случае мы получаем дополнительный эффект от совмещения операций, а значит, и дополнительное сокращение затрат труда, средств и времени, ну а в конечном итоге – снижение себестоимости работ.
– Почему этот проект столь актуален сегодня?
– В первую очередь потому, что ежегодный выпуск отечественной сельскохозяйственной техники катастрофически, в десятки раз, сократился. Парк ключевой сельскохозяйственной техники (тракторы, зерноуборочные и кормоуборочные комбайны) в России уменьшился в 3-3,5 раз и более по сравнению с 1991 годом. Наша программа – прекрасная возможность восполнить эти потери при колоссальной экономии ресурсов, трудовых и материальных затрат.
К тому же парк отечественных машин очень сильно изношен, а чтобы восстановить его, потребуются огромные ресурсы, материалы и затраты времени. А использование предлагаемых комплексов машин на базе УЭС позволит существенно сократить эти затраты.
Учитывая, что в настоящее время требуется серьезная модернизация нашего сельскохозяйственного машиностроения, восстановление элементной базы – производства компонентов и комплектующих изделий, а также то, что платежеспособность сельхозтоваропроизводителей России находится на очень низком уровне, организация серийного производства новых машин связана с определенным риском.
Вместе с тем уникальность создаваемых комплексов универсальных машин на базе УЭС снижает эти риски, появляется возможность для высокой загрузки УЭС укомплектовать полный набор комплексов машин в течение двух-трех лет и тем самым ускорить сроки окупаемости новых машин.
– Какая из сторон сейчас проявляет больший энтузиазм в отношении программы – белорусская или российская? И в силу каких причин?
– Республика Беларусь. Потому что там накоплен огромный опыт производства кормоуборочных и зерноуборочных комплексов на базе УЭС-250/280 «Полесье», проведена глубокая модернизация промышленных предприятий, созданы крупные и современные конструкторские центры, оборудованные современной проектной, программной и испытательной базой. Белорусы грамотно подошли к вопросу совершенствования системы проектирования, изготовления, испытания и освоения производства новой техники, нацелились исключительно на создание и улучшение системы промышленного производства, технического оснащения сельскохозяйственного производства.
Промышленность Беларуси сейчас получает колоссальную поддержку государства и развивается очень быстрыми темпами.
– Что необходимо для успешной реализации программы и адаптации новейших разработок в сельском хозяйстве Союзного государства?
– Во-первых, это определение юридического статуса Дирекции Программы, финансовое обеспечение процесса управления реализацией программных заданий, выравнивание темпов разработки и испытаний комплексов машин, разрабатываемых российскими и белорусскими исполнителями, проведение индексации финансирования разработок с учетом задержки с реализацией Программы и инфляционными процессами, более внимательное отношение и поддержка со стороны Министерства промышленности и торговли России, государственного заказчика-координатора Программы Союзного государства.
Необходимо полнее использовать потенциал Беларуси, что может позволить российским предприятиям выйти на хороший потенциальный уровень совместного освоения новой техники, поскольку в России очень многое предстоит восстанавливать, в том числе на концептуально новой основе.
Беседовала
Татьяна КУТАРЕНКОВА