Какой дорогой пойдем вместе?
В отношениях между нашими странами были разные этапы, однако интересы безопасности рано или поздно начинают диктовать особый алгоритм действий. События на Кавказе, словно лакмусовая бумажка, выявили первичное и вторичное в политике. Официальный Минск с самого начала поддержал курс Москвы «по принуждению к миру», в числе первых оказал помощь пострадавшим народам и выступил с инициативой выработать действенную единую позицию государств – участников Организации Договора о коллективной безопасности по ситуации на Кавказе.
Этому же учит и собственный опыт из недавнего прошлого, когда ряд государств «социалистического выбора» объединяла Организация Варшавского договора. Однако сложность заключается в том, что невозможно взять какой-либо «дорогой сердцу» элемент и перенести его в совершенно другую реальность. Ведь любой военный блок подразумевает множество связующих нитей (порой едва уловимых) между странами. Понятие союзничества – это комплекс совместных действий в различных областях. Эклектичность здесь неприемлема.
Произошедшее в Южной Осетии в очередной раз показало, что союзнические отношения в межнациональной ценностной шкале стоят неизмеримо выше выгод отдельных бизнес-групп. В этой связи Александр Лукашенко сказал, что некоторые объявили вдруг Россию страной, у которой нет друзей. «Прямо скажу: Беларусь была, есть и будет союзником братской России, и свои обязательства мы свято соблюдаем».
Белорусский лидер подтвердил, что Минск рассматривает возможность начать процедуру признания Абхазии и Южной Осетии. «Придет время, и мы рассмотрим этот вопрос. Рассмотрим, так же как это сделала Российская Федерация в парламенте. Я думаю, что наши депутаты, которых мы скоро изберем, обратятся к этой теме. Замолчать и промолчать мы не имеем права».
В этой связи вспоминается косовский прецедент, когда Запад, словно по взмаху невидимого дирижера, грянул в фанфары после того, как сербская окраина выступила с манифестом о независимости. Здесь можно долго рассуждать о юридической правомочности таких «пассажей», клеймить страны «золотого миллиарда» пресловутыми двойными стандартами. Только геополитика завтра не станет похожей на высокомудрые трактаты из международной юриспруденции. И эту реальность нужно также учитывать.
В ходе последних переговоров президентов Беларуси и России было объявлено о создании единой региональной группировки ПВО. Де-факто она существует давно. Сейчас же необходимо закрепить ее де-юре. (То есть речь идет об осуществлении общего командования по защите «воздушных рубежей», а не о российских базах в Беларуси.)
Беларусь располагает оснащенными по последнему слову техники войсками ПВО, о чем и подтвердили последние учения на полигоне Ашулук. На вооружении в РБ стоят новейшие комплексы, и продолжается модернизация всех родов войск, с тем чтобы они могли противостоять нынешним вызовам.
Безопасность, по мнению Александра Лукашенко, «в нашей повестке дня стоит под номером один – как отвечать на угрозы и что будем делать в ближайшее время и в обозримом будущем, чтобы нас не упрекали в непропорциональности».
Скорое появление в Польше элементов противоракетной обороны США заставляет Минск и Москву более пристально заниматься тем, что происходит на наших рубежах. «Граница напичкана средствами контроля и разведки. НАТОвские самолеты просто внаглую контролируют прилегающую территорию Союзного государства», – отметил Александр Лукашенко. Он также подчеркнул, что Беларусь не намерена отказываться от статуса безъядерного государства и размещать у себя атомное оружие. Это важное заявление, так как действия Запада, связанные с ПРО и возможным включением Украины и Грузии в Североатлантический альянс, воскресили разговоры о возможности выхода Беларуси и России из ряда договоров по безопасности в Европе, что, безусловно, сказалось бы на гарантиях и так достаточно хрупкого мира на нашем континенте.
В то же время Александр Лукашенко отметил, что «Беларусь ни с кем ругаться не собирается. Мы мост между Востоком и Западом. И мы должны использовать наше геополитическое положение». Но «порой мы попадали в клещи и со стороны России, и со стороны Запада. И некоторым казалось, что вот-вот Беларусь рухнет. Но мы спокойно развивались и даже после того, как полтора года назад Россия в 2,5 раза повысила нам одномоментно цены на газ и на нефть и ввела пошлину, что, кстати, ну никак не вяжется с нашими союзническими отношениями. Как видите, мы не рухнули. В прошлом году мы ВВП прибавили на 8,4 процента, в этом – на 10,3, в следующем – запланировали прирост ВВП на 10-12 процентов. И это при сложнейшей ситуации, при таком бешеном росте цен на энергоносители». И далее: «Мы будем налаживать отношения с Западом, у нас нет другого выхода, у нас общая граница. Но интересы Беларуси и России, свои обязательства мы будем свято соблюдать, так как мы в самом тесном союзе с Российской Федерацией и в экономическом, и в политическом, и в военном отношении. И эту нашу позицию все хорошо знают. Мы не можем дружить, к примеру, с Америкой за счет России. Я давно сказал: мы дружбой не торгуем».
Современный мир, несмотря на обостряющееся соперничество на международной арене, тем не менее движется дорогой глобализации. Создаются прообразы будущих общих структур во всех областях жизни. Однако нынешний этап характеризуется скорее развитием региональной интеграции. И это ставит перед Беларусью и Россией задачи по более тесной промышленной кооперации, снятию барьеров в торговле и переходу на единые цены. Именно таким путем идет сегодня Евросоюз, а раньше вполне успешным (с многих точек зрения) был СССР.
Однако пока нашим двум государствам удалось продвинуться по объединительной дороге не очень значительно. Хотя, безусловно, существуют и иные оценки: но – однозначно – мы могли сделать больше, «если бы не было торможения в строительстве Союзного государства». Нынешнее состояние дел в союзном строительстве Александр Лукашенко назвал «замороженным этапом». «Наверное, вина лежит на нас, политиках. Что-то мы не поделили, что-то мы недоговорили, где-то неправильно поступили, не те оценки давали», – считает Александр Лукашенко.
Порой далеко не самые главные вопросы уводили от магистрали интеграции. Помнится, в эфире одной телепередачи некогда входивший в «кремлевский пул» политик с видом гневного праведника сетовал, что Беларусь не продает свои процветающие предприятия. И сейчас, после объявления Минском курса на акционирование, у некоторых загорелись глаза при одном лишь упоминании таких брэндов, как МАЗ, МТЗ. Но, как отметил Александр Лукашенко, «обвальной приватизации не будет». И тут же: «Для прихода в Беларусь солидных инвесторов дверь открыта, создавайте новые производства, владейте ими, честно работайте, получайте прибыль, платите налоги».
Упомянул Президент Беларуси и о положительном опыте в производственной сфере. В частности, речь о Белорусской калийной компании. «Это совместное детище «Беларуськалия» и российского «Уралкалия». Крупнейший в мире поставщик калийных удобрений! Продукция не успевает на склад попасть, настолько она востребована. И прибыли приличные. Но это сегодня, когда есть Белорусская калийная компания. А если бы белорусские и российские производители этих удобрений действовали не сообща, а порознь? Не было бы этих прибылей, все бы отдали на откуп нашим конкурентам, как это и было раньше».
В экономике, по мнению Александра Лукашенко, важно не только то, в чьих руках собственность, но и как расходуется прибыль предприятия: идет ли она на покупку яхт «хозяев жизни» или вкладывается в производство. Беларусь строит рыночное социально ориентированное государство, поэтому и в процессе приватизации на первое место выходят социальные вопросы. Ведь по большому счету, даже в цене того или иного завода главное – не объекты, а «мозги, школа, люди»…
Глава белорусского государства считает, что нашим странам за последние годы удалось снять целый ряд экономических проблем. По прогнозам, общий товарооборот в нынешнем году может перешагнуть планку в 30 миллиардов долларов. «Это очень большие объемы, и отчасти они означают не только рост цен на товары и услуги, но прежде всего являются показателем наращивания физических объемов торгово-экономического сотрудничества. И в первую очередь – результат развития прямых связей между субъектами хозяйствования наших государств».
Впрочем, Александр Лукашенко отметил, что эти результаты могли быть внушительнее, если бы Беларуси было разрешено торговать напрямую с российскими регионами. «Наш Союз цементируют именно межрегиональные связи». И еще: «На встречах с губернаторами и главами автономных республик России мы главным образом обсуждаем задачи расширения сотрудничества в экономической сфере. Это закономерно, поскольку именно от экономики «пляшут» и политика, и безопасность, и культура, и другие направления».
Однако на пресс-конференции в Минске Александр Лукашенко обратился к российским журналистам и с далеко не риторическим вопросом: зачем Россия денонсировала межгосударственный договор, в соответствии с которым субъекты хозяйствования наших стран должны иметь равные условия? Белорусский лидер сказал, что он и раньше и сейчас предлагает взаимовыгодную концепцию: «Вы нас не выталкивайте со своего экономического пространства, делая разницу в пять раз на энергоносители, мы отработаем, мы в два раза дешевле продадим вам технику». Александр Лукашенко считает, что России «надо четко определиться: вот друзья, родные, близкие, а вот – соперники или, если есть, враги. И чтобы мы, те, кто небезразличны к России, четко знали, чего хочет Россия. Думаю, такой этап сейчас наступил».
Президент Беларуси уверен, что договор о строительстве Союзного государства – это значительная веха и «его надо выполнять. Если нужна его корректировка, мы не против. Но я противник того, чтобы этот договор корректировать в сторону ослабления. В противном случае – какой смысл?»
Александр Лукашенко высказался и по поводу предложений, которые раньше недвусмысленно делались Беларуси: если она войдет в Российскую Федерацию, тогда, мол, все спорные моменты разрешатся сами собой. «Это совершенно не нужно – ни Беларуси, ни России. Иначе Россия просто потеряет надежного союзника и субъект международного права».
Александр Лукашенко отметил, что с руководством РФ у Беларуси сложились добрососедские отношения. «Дай бог, чтобы они и дальше так развивались, как и сейчас». Главы государств и правительств находятся в прямом контакте, что позволяет обсуждать самые злободневные вопросы. Но о чем не идет речь, так это о том, о чем пишут «некоторые СМИ – Лукашенко сейчас будет торговаться за газ. Но я даже не напоминал президенту России о каких-то газовых проблемах», – сказал белорусский лидер.
Александр Лукашенко также сообщил, что до конца года еще состоится Высший Госсовет Союзного государства и пройдет ряд встреч между президентами Беларуси и России.
Виктор ЛЕЩЕНКО