САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Союзное государство

Точки роста

В чем особенность нынешнего интеграционного процесса в Союзном государстве? Какие сложности возникают? Что предполагается сделать? Об этом беседа с членом Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, депутатом Палаты представителей Национального собрания Беларуси Александром ГУДКОВЫМ.

В чем особенность нынешнего интеграционного процесса в Союзном государстве? Какие сложности возникают? Что предполагается сделать?
Об этом беседа с членом Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, депутатом Палаты представителей Национального собрания Беларуси Александром ГУДКОВЫМ. – Александр Борисович, в последнее время все чаще звучит мысль о необходимости создания условий для поэтапного перехода к рыночным отношениям между двумя нашими государствами.
– Наши отношения и сегодня строятся в основном по законам рынка. Есть лишь одна сфера, где этот универсальный принцип реализован не полностью. Речь идет о поставках энергоресурсов. Но я бы не стал в данном случае прибегать к оценкам на уровне «хорошо» или «плохо».
Прежде всего нужно отметить, что нефтегазовые решения, принятые за последние годы, несколько отличаются от того, что было заложено в договоре о Союзном государстве, который подразумевает в том числе и создание равных условий для субъектов хозяйствования наших стран. Но равные ли сейчас условия? Цены на углеводородное сырье для 5-го пояса Российской Федерации (это Смоленск) не идентичны белорусским. Это реальность.
С другой стороны, Российская Федерация продает углеводороды многим странам, и, конечно, здесь должна существовать для всех потребителей понятная стоимостная формула. Тем более что уже и республики Средней Азии объявили о переходе в энергопоставках на мировые цены.
Однако в этой связи нельзя не отметить, что Россия создает для экономики Беларуси переходный период. Хотя это и не стоит воспринимать как благотворительность. Здесь четко проступает экономическая и политическая составляющая. И она вот в чем. Мы значительно продвинулись в области обеспечения безопасности Союзного государства: действует региональная группировка войск, эффективно развивается сотрудничество в военной сфере, идет тесное взаимодействие между силовыми ведомствами. Беларусь и Россия интегрированы и в международные структуры по борьбе с транснациональной преступностью, наркоторговлей, незаконной миграцией.
То есть Республика Беларусь на западном направлении для России значит очень много (к тому же это стабильное и прогнозируемое союзное государство, которое решает с Россией совместные задачи). Не все измеряется сиюминутными выгодами. Нужно смотреть и на перспективу.

– С экономической точки зрения наши страны также являются взаимодополняющими. Сохранились и развиваются кооперационные связи, растет товарооборот.
– Что касается Беларуси, то она всегда славилась своим производственным потенциалом, и ее не зря во времена СССР называли сборочным цехом Советского Союза. Сейчас РБ уверенно идет по инновационному пути развития. Это в значительной степени определяет нынешние успехи в экономическом сотрудничестве между Беларусью и Россией. Мы реализовываем совместные проекты, прибавляем в товарообороте. А значит, добавленная стоимость остается в бюджетах наших государств, а в перспективе будет пополнять бюджет Союзного государства.

– Однако корпоративные, ведомственные, отраслевые интересы порой мешают общему делу. Что необходимо сделать для изменения ситуации?
– Путей множество. Один из них – развитие союзных программ. В этом направлении мы заметно продвинулись. Теперь бюджет СГ мы принимаем до начала года, хотя еще пару лет назад все было иначе: он принимался после того, как год начинался, а финансирование открывалось и вообще порой к осени. То есть дорога для совместного движения стала более скоростной.
Далее. На региональном уровне руководство областей РФ идет на выделение земель, привлечение инвестора и гарантии сбыта выпущенной продукции. Но здесь нужно считать: смогут ли созданные несколько, допустим, сахарных предприятий в России закрыть проблему насыщения федерального рынка качественным продуктом? В то время как в Беларуси аналогичные предприятия уже работают. Почему их потенциал не использовать полностью?
Тут нужно искать точки соприкосновения. И я считаю, что многое в этом деле зависит от союзного правительства и парламентариев. К тому же у нас накоплен опыт развязывания узловых противоречий. Не один год действует рабочая группа по таможенному сотрудничеству между Россией и Беларусью. В кратчайшие сроки нам удалось снизить разногласия по таможенным тарифам до 500 позиций. Это отличный результат. Хотя его в последующем не удалось закрепить. Пошли сбои, и мы за год-полтора разошлись по 1500 позициям.

– Есть сложности и в сфере автоперевозок. Почему это произошло?
– За последние годы Российская Федерация в два раза уменьшила квоты для Республики Беларусь. Это касается большегрузных автоперевозок из Европы в РФ. Было бы понятно, если бы эти перевозки ушли России, но они ушли к третьим странам. Данную ситуацию мы обсуждали в Комиссии по экономической политике Парламентского Собрания. Мы не говорим, что решение должно быть принято в пользу одной из сторон. Решение должно быть принято в пользу нашего Союзного государства.
И еще. При следовании из Калининграда большегрузных автомобилей, допустим, в Москву перевозчик РФ в Беларуси не подлежит никакому оформлению, он только фиксируется. А если по такому же маршруту движется белорусская фура, то она при пересечении российской границы будет оформляться по полной программе. То есть разные подходы. А так быть не должно. Самое главное – нам нужно научиться считать наши союзные деньги.

– Кстати, этому бы способствовало и решение вопроса о союзной собственности.
– Безусловно. Экономические программы работают, создается товар и добавленная стоимость. Мы должны считать союзную собственность, и она уже должна работать на бюджет Союзного государства. В этом направлении наметились позитивные тенденции и их надо приветствовать.

– Сейчас идет создание Таможенного союза между Беларусью, Россией и Казахстаном. На какой стадии этот процесс?
– Главами государств Евразийского экономического сообщества (в него входят Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан и в качестве наблюдателей – Армения, Молдова и Украина) в Душанбе осенью прошлого года были приняты принципиальные решения о разноскоростной интеграции в рамках ЕврАзЭС и о создании Таможенного союза между тремя странами – Казахстаном, Россией и Беларусью.
То есть было заявлено: либо государство берет на себя обязанность провести ратификацию по всем ста процентам договоренностей, либо оно не участвует в Таможенном союзе. Кстати, Республика Беларусь по всем достигнутым на сегодняшний день соглашениям провела внутригосударственные процедуры.
Активно движется работа и в России с Казахстаном. Так что к 2010 году мы должны подойти к тому, чтобы президенты подписали документ о создании Таможенного союза. Что это даст? Внутри общего пространства не будет барьеров для передвижения товаров. В частности, будут действовать и единые цены на энергоресурсы. Более того, главы государств договорились о проработке механизма, который бы позволял таможенные платежи из трех государств аккумулировать, как в Евросоюзе, на едином счету.
Интеграция развивается по многим направлениям. И я в этом вижу только положительный эффект. В наших руках появляется ключ к решению проблем на постсоветском пространстве. Есть Союзное государство, действует Организация Договора о коллективной безопасности, идет формирование тройственного Таможенного союза. Это все знаковые шаги к будущей крепкой международной объединительной структуре. Положительный пример сегодня крайне важен для СНГ. Но чтобы задуманное стало реальностью, предстоит еще большой путь. И это в интересах всех.

Беседовал
Виктор АНАТОЛЬЕВ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Сергей Лавров на вопрос об ударах ATACMS по РФ: Терпение России заканчивается
  2. Александр Лукашенко призвал вывести партнерство с Мавританией на новый уровень
  3. Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев договорились укреплять стратегическое партнерство
  4. Китайское судно могло намеренно повредить кабели в Балтийском море
  5. 25 украинских беспилотников сбили за ночь над территорией РФ
  6. Белорусские пограничники задержали в Вороновском районе двух мужчин с беспилотниками
  7. Госдума ратифицировала соглашение с Алжиром о сотрудничестве в исследовании космоса
  8. Владимир Путин доволен развитием отношений Москвы и Астаны
  9. Александр Лукашенко прибыл с рабочим визитом в Казахстан на саммит ОДКБ
  10. В Севастополе продолжается отражение комбинированной атаки ВСУ
  11. Вячеслав Володин: Необходимо наполнить рынок профессиональными рабочими и не уповать на мигрантов
  12. Два человека погибли при ударе ВСУ тактическими ракетами в Курской области
  13. Владимир Путин проводит переговоры с Касым-Жомартом Токаевым
  14. Владимир Путин прибыл в Астану с двухдневным визитом
  15. Главная ёлка Беларуси засияет в Минске 10 декабря

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Миссию наблюдателей от СНГ на выборах президента Беларуси возглавит Сергей Лебедев

На выборах президента Республики Беларусь миссию наблюдателей от СНГ возглавит Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев. Автор Юлия Толкачева

МНЕНИЯ

Запад собирается воевать до последнего украинца

Анатолий Заусайлов

США настаивают на снижении возрастного порога при мобилизации на Украине

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также