Точки роста
В чем особенность нынешнего интеграционного процесса в Союзном государстве? Какие сложности возникают? Что предполагается сделать? Об этом беседа с членом Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, депутатом Палаты представителей Национального собрания Беларуси Александром ГУДКОВЫМ.
Об этом беседа с членом Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, депутатом Палаты представителей Национального собрания Беларуси Александром ГУДКОВЫМ. – Александр Борисович, в последнее время все чаще звучит мысль о необходимости создания условий для поэтапного перехода к рыночным отношениям между двумя нашими государствами.
– Наши отношения и сегодня строятся в основном по законам рынка. Есть лишь одна сфера, где этот универсальный принцип реализован не полностью. Речь идет о поставках энергоресурсов. Но я бы не стал в данном случае прибегать к оценкам на уровне «хорошо» или «плохо».
Прежде всего нужно отметить, что нефтегазовые решения, принятые за последние годы, несколько отличаются от того, что было заложено в договоре о Союзном государстве, который подразумевает в том числе и создание равных условий для субъектов хозяйствования наших стран. Но равные ли сейчас условия? Цены на углеводородное сырье для 5-го пояса Российской Федерации (это Смоленск) не идентичны белорусским. Это реальность.
С другой стороны, Российская Федерация продает углеводороды многим странам, и, конечно, здесь должна существовать для всех потребителей понятная стоимостная формула. Тем более что уже и республики Средней Азии объявили о переходе в энергопоставках на мировые цены.
Однако в этой связи нельзя не отметить, что Россия создает для экономики Беларуси переходный период. Хотя это и не стоит воспринимать как благотворительность. Здесь четко проступает экономическая и политическая составляющая. И она вот в чем. Мы значительно продвинулись в области обеспечения безопасности Союзного государства: действует региональная группировка войск, эффективно развивается сотрудничество в военной сфере, идет тесное взаимодействие между силовыми ведомствами. Беларусь и Россия интегрированы и в международные структуры по борьбе с транснациональной преступностью, наркоторговлей, незаконной миграцией.
То есть Республика Беларусь на западном направлении для России значит очень много (к тому же это стабильное и прогнозируемое союзное государство, которое решает с Россией совместные задачи). Не все измеряется сиюминутными выгодами. Нужно смотреть и на перспективу.
– С экономической точки зрения наши страны также являются взаимодополняющими. Сохранились и развиваются кооперационные связи, растет товарооборот.
– Что касается Беларуси, то она всегда славилась своим производственным потенциалом, и ее не зря во времена СССР называли сборочным цехом Советского Союза. Сейчас РБ уверенно идет по инновационному пути развития. Это в значительной степени определяет нынешние успехи в экономическом сотрудничестве между Беларусью и Россией. Мы реализовываем совместные проекты, прибавляем в товарообороте. А значит, добавленная стоимость остается в бюджетах наших государств, а в перспективе будет пополнять бюджет Союзного государства.
– Однако корпоративные, ведомственные, отраслевые интересы порой мешают общему делу. Что необходимо сделать для изменения ситуации?
– Путей множество. Один из них – развитие союзных программ. В этом направлении мы заметно продвинулись. Теперь бюджет СГ мы принимаем до начала года, хотя еще пару лет назад все было иначе: он принимался после того, как год начинался, а финансирование открывалось и вообще порой к осени. То есть дорога для совместного движения стала более скоростной.
Далее. На региональном уровне руководство областей РФ идет на выделение земель, привлечение инвестора и гарантии сбыта выпущенной продукции. Но здесь нужно считать: смогут ли созданные несколько, допустим, сахарных предприятий в России закрыть проблему насыщения федерального рынка качественным продуктом? В то время как в Беларуси аналогичные предприятия уже работают. Почему их потенциал не использовать полностью?
Тут нужно искать точки соприкосновения. И я считаю, что многое в этом деле зависит от союзного правительства и парламентариев. К тому же у нас накоплен опыт развязывания узловых противоречий. Не один год действует рабочая группа по таможенному сотрудничеству между Россией и Беларусью. В кратчайшие сроки нам удалось снизить разногласия по таможенным тарифам до 500 позиций. Это отличный результат. Хотя его в последующем не удалось закрепить. Пошли сбои, и мы за год-полтора разошлись по 1500 позициям.
– Есть сложности и в сфере автоперевозок. Почему это произошло?
– За последние годы Российская Федерация в два раза уменьшила квоты для Республики Беларусь. Это касается большегрузных автоперевозок из Европы в РФ. Было бы понятно, если бы эти перевозки ушли России, но они ушли к третьим странам. Данную ситуацию мы обсуждали в Комиссии по экономической политике Парламентского Собрания. Мы не говорим, что решение должно быть принято в пользу одной из сторон. Решение должно быть принято в пользу нашего Союзного государства.
И еще. При следовании из Калининграда большегрузных автомобилей, допустим, в Москву перевозчик РФ в Беларуси не подлежит никакому оформлению, он только фиксируется. А если по такому же маршруту движется белорусская фура, то она при пересечении российской границы будет оформляться по полной программе. То есть разные подходы. А так быть не должно. Самое главное – нам нужно научиться считать наши союзные деньги.
– Кстати, этому бы способствовало и решение вопроса о союзной собственности.
– Безусловно. Экономические программы работают, создается товар и добавленная стоимость. Мы должны считать союзную собственность, и она уже должна работать на бюджет Союзного государства. В этом направлении наметились позитивные тенденции и их надо приветствовать.
– Сейчас идет создание Таможенного союза между Беларусью, Россией и Казахстаном. На какой стадии этот процесс?
– Главами государств Евразийского экономического сообщества (в него входят Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан и в качестве наблюдателей – Армения, Молдова и Украина) в Душанбе осенью прошлого года были приняты принципиальные решения о разноскоростной интеграции в рамках ЕврАзЭС и о создании Таможенного союза между тремя странами – Казахстаном, Россией и Беларусью.
То есть было заявлено: либо государство берет на себя обязанность провести ратификацию по всем ста процентам договоренностей, либо оно не участвует в Таможенном союзе. Кстати, Республика Беларусь по всем достигнутым на сегодняшний день соглашениям провела внутригосударственные процедуры.
Активно движется работа и в России с Казахстаном. Так что к 2010 году мы должны подойти к тому, чтобы президенты подписали документ о создании Таможенного союза. Что это даст? Внутри общего пространства не будет барьеров для передвижения товаров. В частности, будут действовать и единые цены на энергоресурсы. Более того, главы государств договорились о проработке механизма, который бы позволял таможенные платежи из трех государств аккумулировать, как в Евросоюзе, на едином счету.
Интеграция развивается по многим направлениям. И я в этом вижу только положительный эффект. В наших руках появляется ключ к решению проблем на постсоветском пространстве. Есть Союзное государство, действует Организация Договора о коллективной безопасности, идет формирование тройственного Таможенного союза. Это все знаковые шаги к будущей крепкой международной объединительной структуре. Положительный пример сегодня крайне важен для СНГ. Но чтобы задуманное стало реальностью, предстоит еще большой путь. И это в интересах всех.
Беседовал
Виктор АНАТОЛЬЕВ