Владимир КРУК: «Мы обречены быть вместе»
Как дальше будет идти строительство Союзного государства? Какие трудности существуют на интеграционном пути? Что предстоит сделать? Об этом беседа с членом Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики, депутатом Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по международным делам и связям с СНГ Владимиром КРУКОМ.
– Если взять, к примеру, Евросоюз, то его создавали экономически самодостаточные государства. Тем не менее они продолжают политику расширения ЕС. Почему? Потому что существуют законы макроэкономики, согласно которым для дальнейшего развития нужно единое экономическое пространство. Именно поэтому Беларуси и России тоже необходимо Союзное государство. Сегодня наш интеграционный процесс находится в активной фазе. На наше межрегиональное союзное строительство работает 30 тысяч предприятий, в рамках Союзного государства реализуется четыре десятка общегосударственных программ, одна из которых – создание суперкомпьютера (в перспективе – крупнейшего в мире). Взаимный товарооборот в прошлом году вырос на 31 процент по сравнению с 2006 годом и составил более 26 миллиардов долларов США, а с услугами – более 28 миллиардов. А ведь начинали мы более десяти лет назад с цифры почти в пять раз меньшей. В нынешнем году, по прогнозам специалистов, можем приблизиться уже к 35 миллиардам.
– В построении союзных отношений приоритет отдается экономике. Оправдано ли это?
– Реализация союзных программ позволила сохранить целые отрасли двух стран. Продукция Союзного государства востребована в мире. Сегодня выстроилась очередь за «БелАЗами», «МАЗами», тракторами «Беларусь». Этого бы не было, если бы не работали интеграционные связи. Без комплектующих заводов-производителей из России Беларусь не смогла бы достичь столь высоких показателей. И как следствие, союзный бюджет в следующем году планируется увеличить до 7 миллиардов российских рублей против нынешних 4 миллиардов. А это значит, что сотрудничеству будет придан дополнительный импульс.
– Но почему тогда все утверждают, что союзные деньги осваиваются плохо?..
– Союзный бюджет увеличивается ежегодно. Растет и сумма заявок, поступающих в процессе его формирования. И они даже превышают оценку взносов государств-участников. Но вопрос в том, умеют ли наши заказчики рационально распоряжаться этими средствами.
Анализ расходов бюджета Союзного государства за 2007 год показал, что ни по одному из разделов основной классификации бюджета не были выполнены задания. Вот и образовались большие финансовые остатки. В первом квартале текущего года Беларусь перечислила в союзную казну 2 миллиона 842 тысячи российских рублей, Россия – 6 миллионов 660 тысяч. Всего около 9,5 миллиона. А израсходовано чуть больше половины. Вызывает удивление, что на военно-техническое сотрудничество освоено только 21,6 процента средств от объема финансирования, в энергетике и строительстве – 39,4 процента. Такая же ситуация и по другим сферам.
Полагаю, что в этой связи требуют доработки многие нормативно-правовые акты Союзного государства, касающиеся подготовки и утверждения совместных программ. Так, из-за длительности сроков согласования (которые, увы, с годами не уменьшаются) Программа обустройства внешней границы на 2007-2011 годы была утверждена только к концу 2007 года. В результате этого ряд очень важных мероприятий не был выполнен. Эту практику необходимо срочно менять.
И еще. По моему мнению, формирование Союзного бюджета должно идти не только за счет национальных взносов, но и за счет доходов от союзной собственности, что позволит увеличить бюджет почти на четверть.
Если в региональных сообществах первичным звеном правовой системы является законодательство государств-участников, то в Союзном государстве – это союзное законодательство. В этом направлении немало уже сделано. Россия и Беларусь все ближе продвигаются к понятию общности государства. В прошлом году ратифицированы соглашения по вопросам пенсионного обеспечения и медицинского обслуживания граждан Беларуси и России, создан единый миграционный учет. Миграционные карты, выданные на территории Беларуси, действуют и в России.
Ожидается, что в нынешнем году на ратификацию в Думу поступит целый ряд двусторонних соглашений. В их числе соглашение о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области нефти и нефтепродуктов. Готовятся к подписанию соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам, о едином таможенно-тарифном регулировании, о единых правилах определения страны происхождения товара.
Вместе с тем для унификации союзного законодательства не хватает самого главного – из-за неурегулированности в определении полного объема полномочий Союзного государства затягивается принятие Конституционного акта.
Кроме того, я поддерживаю существующие мнения некоторых депутатов о том, что Парламентское Собрание на переходном этапе может заниматься нормотворческой деятельностью, хотя этот вопрос в Договоре о создании Союзного государства не оговорен. Таким законопроектом мог бы стать Закон о бюджете Союзного государства, о статусе депутата Парламентского Собрания, управлении союзной собственностью, международной деятельностью и других. Это все можно было бы регулировать союзными законами.
– Способно ли придать новый импульс объединительным процессам более тесное сотрудничество в энергетической сфере?
– В качестве примера можно вспомнить, что в недалеком прошлом в разработке крупнейших углеводородных месторождений бывшего СССР активное участие принимали белорусы. Белорусами построен даже целый город – Лангепас.
Белорусские специалисты востребованы и сейчас во всем мире. Они добывают нефть и строят город-спутник, но уже в далекой Венесуэле. На саммите СНГ, где собрались 23 мая премьер-министры всех государств, входящих в Содружество, Александр Лукашенко подчеркнул: «Мы уважительно относимся к национальным интересам стран – экспортеров энергоресурсов. Но весьма разумной была бы организация совместной деятельности по добыче, переработке и поставкам на внешние рынки газа, нефти, а также электроэнергии».
Белорусы и россияне будут жить вместе. И из этого нужно исходить при выработке стратегии на будущее. На фоне глобализации мировой экономики, растущей конкуренции Россия и Беларусь просто обязаны идти вперед вместе. Условия для этого есть. И хочется надеяться, что наш совместный потенциал будет расти, экономические, производственные, научные и иные связи – множиться, продолжится работа над созданием единых прав граждан Союзного государства во всех сферах жизни. Это залог нашего стабильного развития в будущем.