Дмитрий Мезенцев: Беларуси требуется большая поддержка России
Государственный секретарь Союзного государства считает, что в ситуации, в которой сейчас находится республика, как никогда важно подставить плечо
Госсекретарь СГ на экскурсии в «Поезде Победы». ФОТО: Михаил ФРОЛОВ/kpmedia.ru
Дмитрия Мезенцева пригласили на телеканал «Вести 24» сразу после встречи Владимира Путина и Александра Лукашенко, которая состоялась на прошлой неделе. «СВ» публикуют самое интересное.
ИНТЕНСИВНЫЙ ДИАЛОГ
- Вот два президента незапланированно встретились. Об этом не объявлялось заранее. О чем говорили на самом деле?
- Не «объявлялось» и «незапланированно» - это вещи, наверное, разные. Но давайте сейчас не о том, насколько рано или поздно журналистский пул узнал об этом, а о том значении, которое имеет данная встреча. Четвертый раз в этом году Владимир Путин принимал своего белорусского коллегу. И понятно, что такой интенсивный диалог посвящен широкому спектру вопросов двусторонних отношений. Проходит он в рамках и условиях очень жесткого санкционного давления на наши страны.
Эта встреча - подтверждение того, что союзнические отношения, неизменно протянутая рука российским руководством в поддержку белорусского народа, - это то, что неизменно. Вне зависимости от того, больше санкций, четвертый ли пакет, второй, секторальные, по конкретным людям и так далее. Подтверждены масштабные и глубокие союзнические отношения.
ПРОСТЫЕ СХЕМЫ НЕ ПОДХОДЯТ
- Но мы видим, что интенсивность контактов увеличилась после того, как на Минск начали давить европейцы. И многие это воспринимают так, что вот зашаталось под Беларусью как-то все и поэтому кинулись в лоно России. Соответственно, если санкционное давление ослабнет, то снова будет многовекторность.
- Как вы любите черно-белые краски. Сложнейшие события выдавать простейшими схемами, описывая шаблонами… Давайте разберемся. Никто не позволяет сегодня стремление Беларуси к укреплению отношений с Россией трактовать как ответ только на нарастающее санкционное давление. Этим мы обижаем наших ближайших союзников. Потому что мы говорим о потенциале Союзного договора, который был подписан в декабре 1999 года. Не было санкций такого масштаба, не было давления. Та ситуация, в которой сегодня находится Беларусь, требует большей поддержки России.
Да, был значительно долгое время концепт многовекторности. Я думаю, что в принципе он и не снят с повестки дня. Другое дело, если он может угрожать или ставить под сомнение какие-то из российско-белорусских договоренностей. Об этом мы обязаны говорить с партнерами предельно открыто и прямо.
- Александр Лукашенко недавно довольно жестко о Западе высказался. Многие решили, что это такое окончательное размежевание.
- Те слова, которые прозвучали, - ответ на санкции и приглашение миллионов белорусов к осмыслению реального положения республики в системе международных связей, давления экономического и политического. Желание раскачать обстановку, желание ухудшить экономическое положение граждан, тем самым повернуть их недовольство в адрес действующего политического руководства страны. Это же понимают все.
Это в том числе подтверждение того, что оборонный потенциал Союзного государства, практика наших отношений требуют еще большего внимания.
Но это совершенно не значит, что эта жесткость - на десятилетия вперед. Тут дан оперативный ответ и подтверждение позиции. Но она бы не была такой в отношении западных партнеров, если бы у Беларуси не было такого союзника, как Россия.
К статье главы РФ
«СХЛЫНЕТ, СЛОВНО ПЕНА»
- Три русских народа объединимы еще? Я имею в виду - Россия, Беларусь и Украина.
- Вы читали статью Президента России о тех исторических корнях, славянских традициях, которые объединяют украинцев и россиян? Политики могут сколько угодно заставлять людей выкорчевывать из своего сердца и души уважение к русскому народу. А русских заставлять говорить и думать на украинском. Это все противоестественно и это все схлынет, как пена некоторых политических схем, надуманных, навязываемых народу, которые в том числе и мы пережили. Я верю, что единение, пусть не сразу, пусть через определенные трудности, миллионов людей обязательно состоится.
Вопрос ребром
ВОЗМОЖНА ЛИ ИНТЕГРАЦИЯ ПО ПРИМЕРУ ЕВРОСОЮЗА?
- Вы лично верите в полную, хорошую, глубокую интеграцию России и Беларуси на уровне Евросоюза?
- У нас свой путь, у нас свои задачи, своя специфика, своя национальная славянская, православная традиция, традиция становления независимых государств после крушения Советского Союза. Наверное, умение оценить и необходимость оценить определенную эйфорию от того, что мы независимые, суверенные.
Президент Лукашенко однажды сказал, что мы все части огромной и великой страны. И, наверное, части очень трудно соревноваться с большим целым, правда? Значит, вот с учетом масштабов национальной экономики, с учетом необходимости выходить на иной уровень конкурентоспособности единого Союзного государства на внешних рынках. С учетом стремления большинства людей друг к другу и умного ответа на вызовы времени, я безусловно верю в то, что последовательная интеграция - стратегический путь для России и Беларуси.
Внешняя политика
«ЗАБЕГАНИЕ ВПЕРЕД НИ К ЧЕМУ ХОРОШЕМУ НЕ ПРИВЕДЕТ»
Сейчас наши отношения проверяют на прочность.
- Мы пока не достигли такой интеграции, как в ЕС, говорит Владимир Путин. Те дорожные карты, которые подписываются, - это шаг к тому, чтобы была интеграция с едиными валютой, энергетическим и инвестиционным рынками?
- Дорожные карты стороны уже называют союзными программами. Это более точное определение. Говоря об интеграции в рамках Евросоюза. Да, она действительно более глубокая. Да, есть единая валюта, совершенно иной нормативный уровень регулирования по десяткам, в том числе и экономической, отраслей. Но надо помнить, сколько лет Евросоюзу. Все начиналось с соглашения об угле и стали и закончилось действительно масштабным интеграционным объединением.
Если вы читали Союзный договор, там действительно предполагались выход на наднациональные органы, введение единой валюты, единого эмиссионного центра. Но сегодня мы в тех реалиях, в которых находимся. Миллионы граждан России и Беларуси получили право беспрепятственного пересечения границы, которой фактически нет, получили право получать образование, повышать квалификацию, лечиться, отдыхать, ездить друг к другу без ограничений. То есть де-факто паспорта россиянина и белоруса являются паспортом гражданина Союзного государства.
Забегание вперед, искусственное протаскивание вопросов, к которым стороны не готовы, ни к чему хорошему не приводит. Скажу вам, что почти по трем десяткам, как вы говорите, дорожных карт - союзных программ - достигнуты договоренности. Осталось обсудить ряд действительно очень важных вопросов в энергетике, в сфере сближения подходов практики налоговых служб и налогового законодательства. Это не так много по отношению к тому, что уже сделано.
За нами следит много глаз. И понятно, что стремление раскачать наши отношения, задача оторвать Беларусь от России. По-прежнему желание поманить, что вот сейчас схлынет политическое напряжение внутрибелорусское и все будет с братьями белорусами, как было. О чем и сегодня намекают в западных столицах. Это определенным образом проверка.
Верю, что наши партнеры не поддадутся на эти дешевые посулы и намеки. Что уровень независимости, суверенитета и самоуважения не будет разменян. А то, что экономику и финансовую систему Беларуси Россия поддерживает и будет поддерживать, подтверждает итог в том числе той встречи, значимой и масштабной, которую провел российский президент.
- Почему Россия замораживает цены на газ для Беларуси?
- Россия сохраняет на следующий год цену года текущего. Без всяких индексаций, поддерживая национальную экономику Беларуси. Это очень серьезный, весомый шаг. И безусловно, министерство энергетики, «Газпром», все партнеры белорусских энергетиков выполнят эту задачу.