Во всем должен быть порядок
Союзные парламентарии поддержали инициативу Государственного таможенного комитета Беларуси о разработке новой программы Союзного государства по развитию таможенной инфраструктуры. Предыдущая, на которую потрачено более миллиарда российских рублей, успешно завершена в прошлом году. Ее итогом стала реконструкция восьми международных пунктов пропуска на границе с Польшей, Литвой и Украиной. Депутаты решили лично посмотреть, на что и как расходуются деньги союзного бюджета, и отправились на западный рубеж.
В Гродно приехали сразу шесть из восьми комиссий Парламентского Собрания. Получилась этакая мини-сессия, на которой помимо вопросов по обустройству границы обсуждался проект новой редакции Порядка разработки и реализации программ Союзного государства.
С утра гостей любезно встречал губернатор Гродненской области Владимир Савченко, рассказавший о сегодняшнем дне региона. В этом году Гродно отмечает 880-летие. Пожалуй, это единственный город в Беларуси, где сохранилось большое количество культовых сооружений, монастырских комплексов, церквей и костелов, которых практически не коснулась волна атеизма. Здесь действительно во всем чувствуется особая аура, отражающая духовное наследие чудесного края и объединяющая белорусский, литовский и польский народы.
В советские времена Гродненщина на всю страну славилась своим сельским хозяйством. Да и сегодня аграрный сектор составляет основу ее экономического потенциала. По производству основных видов продукции на душу населения область занимает ведущее место не только в республике, но и среди стран ближнего и дальнего зарубежья. Как следствие, стабильно растет внешняя торговля, в том числе с основным партнером – Российской Федерацией. По словам Владимира Савченко, в этом году товарооборот области с Россией увеличился на 46,7 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и, по итогам четырех месяцев, составил почти 370 миллионов долларов.
…Из Гродно парламентарии направились в пункт таможенного оформления «Брузги» на белорусско-польской границе. В декабре прошлого года за счет средств союзного бюджета завершилась его реконструкция, и сейчас это современный, прекрасно оснащенный и отвечающий всем международным требованиям пропускной пункт. До реконструкции на нем действовало шесть полос на въезд и столько же на выезд, сейчас их количество возросло до восьми и десяти соответственно. Пропускная способность увеличилась в пять раз, до 5000 автомобилей в сутки. А применение современной техники и новейших информационных технологий снизило время таможенного оформления.
Помимо создания комфортных условий для граждан, пересекающих внешнюю границу, прямой экономический эффект получили и субъекты хозяйствования за счет сокращения расходов, связанных с простоем на границе. Немаловажный момент, если учесть, что потери в результате простоя только одного автотранспортного средства составляют 250-300 долларов ежедневно.
Упущенные возможности
На совместном заседании комиссий законодатели подняли немало проблемных вопросов. К примеру, депутат Василий Хрол акцентировал внимание на том, что некоторые чиновники в Министерстве экономического развития РФ откровенно блокируют новую программу по обустройству таможенной инфраструктуры.
– Отчет, подготовленный двумя генералами (А. Шпилевским и А. Бельяниновым. – Авт.), какой-то мелкий клерк на уровне начальника отдела подвергает сомнению и начинает вставлять палки в колеса, мотивируя это отсутствием анализа эффективности реализации программы, – не скрывал возмущения Василий Хрол. – Считаю, что мы должны обозначить свою четкую позицию по данному вопросу, а если надо, сделать политическое заявление. Ведь от эффективности работы таможенных служб напрямую зависит развитие союзной экономики, наполняемость бюджета и, в конечном итоге, благосостояние людей.
Депутат Валентин Симирский поинтересовался, почему на внутренней границе между Беларусью и Россией до сих пор выстраиваются огромные очереди.
– Все упирается в экономику, – объяснил ситуацию первый заместитель ГТК Беларуси Владимир Гошин. – Нам надо выравнивать ставки пошлин на автомобили. В России они сейчас выше, чем в Беларуси. Еще одна причина очередей вызвана необходимостью для белорусских граждан оформлять удостоверение временного ввоза транспортных средств каждый раз при въезде на территорию России на российской таможне. Недавно таможенные ведомства двух стран подписали протокол, согласно которому белорусы получат возможность оформления многократного удостоверения сроком до полугода.
Немало хлопот доставляет и нерешенная проблема союзной собственности.
Фактически ее формирование идет с 1999 года, но реально сам механизм не работает. В качестве примера Владимир Гошин привел ситуацию с компьютерами на границе, которые каждые два-три года по причине морального износа приходится менять. Но куда девать старые, которые пылятся на складах, никто не знает. Ведь формально они являются союзной собственностью, и распорядиться ими по своему усмотрению, скажем, передать школам, таможенники не могут.
– Проблема союзной собственности перезрела, – вмешался в разговор заместитель госсекретаря Союзного государства Альберт Степанов. – Налицо прямые экономические потери, которые несет не только союзный бюджет, но и национальные бюджеты двух стран в силу неурегулированности данного вопроса. Между тем поступления от использования союзной собственности должны стать важным источником доходной части бюджета Союзного государства.
Пассивность госзаказчиков и активность бюрократов
Одним из важнейших документов, определяющих эффективность союзного строительства, исполнение бюджета Союзного государства, является Порядок разработки и реализации программ Союзного государства. По мнению депутатов, он нуждается в серьезной корректировке. Опыт последних лет показывает, что необходимо менять громоздкую и бюрократическую процедуру согласования программ. Прежде чем программу утвердит союзное правительство, она проходит огонь, воду и медные трубы, многократно обивая пороги различных министерств и ведомств. Часто на это уходит два-три года. Например, программа «Стволовые клетки» уже два года не может преодолеть чиновничий барьер.
Другая проблема – пассивность госзаказчиков, в том числе по части использования бюджетных средств в начале реализации программы и в начале финансового года.
Для подготовки новой редакции Порядка разработки и реализации программ Союзного государства создана специальная рабочая группа. К концу года документ должен быть окончательно готов.
* * *
В тот же день профильные комиссии обсудили исполнение союзного бюджета в текущем году.
– Этот вопрос мы стали контролировать более жестко, – сказал в интервью «СВ» председатель Комиссии Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Валентин Симирский. – Сегодня в рамках нашей комиссии реализуется девять программ. Силовые ведомства лучше и быстрее находят взаимопонимание между собой, что отражается на результатах их деятельности.
Среди других вопросов, рассмотренных на комиссии, – проведение гражданско-патриотической смены для учащихся суворовских училищ Беларуси и России в 2008 году и празднование 300-летия победы русских войск над шведами под деревней Лесная в Могилевской области.