Проблема не в количестве, а в качестве
Как известно, политика есть концентрированное выражение экономики. Исходя из этого тезиса, с особым вниманием относишься к проблемам российско-белорусской экономической интеграции. О некоторых ее проблемах рассказал в интервью нашему корреспонденту член Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике, член Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам местного самоуправления Анатолий ЛОКОТЬ.
– Во-первых, модели наших экономик имеют ряд отличий. К примеру, государственная поддержка ряда отраслей белорусской промышленности позволяет стране динамично развиваться и конкурировать с другими высокотехнологичными державами. В Беларуси не было «дикой приватизации». Это спасло многие предприятия от банкротства и нецелевого использования. Отмечу, что в республике очень динамично развиваются машиностроение, радиоэлектроника, аграрный сектор. Так, белорусские телевизоры пользуются популярностью наравне с западными образцами. Думаю, со временем белорусская модель экономики станет похожа на китайскую.
А мешает более глубокой интеграции российской и белорусской экономик, на мой взгляд, стремление некоторых деловых кругов России приобрести в собственность ведущие белорусские предприятия. Я участвовал в ряде рабочих совещаний, где открыто выражалось желание «хапнуть» прежде всего элементы топливно-энергетического комплекса. Это газопроводы и нефтепроводы, пролегающие через Беларусь и являющиеся ее собственностью, а также крупные нефтеперерабатывающие заводы.
– А есть ли какие-то чисто экономические барьеры на пути интеграции наших стран?
– Нет, экономических проблем я не вижу. Более того, во многих сферах российско-белорусских отношений есть понимание и стремление строить Союзное государство. Однако, говоря о строительстве Союзного государства, следует помнить, что при этом существуют два параллельных процесса. С одной стороны, это прямые связи регионов и предприятий России и Беларуси, которые успешно развиваются и крепнут день ото дня. С другой стороны, есть бюрократический механизм, который часто консервативен и не всегда адекватно реагирует на изменяющуюся ситуацию. Здесь-то и кроется основная проблема. Россия и Беларусь разговаривают друг с другом как два субъекта международного права.
– Какие союзные программы, на ваш взгляд, наиболее перспективны для национальных экономик?
– Прежде всего это программа по развитию дизельного автомобилестроения, отвечающая сегодня самым современным европейским стандартам. Но я вижу перспективу развития еще одной отрасли – радиоэлектроники. В Беларуси сохранилась соответствующая промышленная база, позволяющая использовать отечественные комплектующие. Россия и Беларусь должны совместными усилиями развивать данное направление. Ведь это как раз те самые высокие технологии, позволяющие делать качественные скачки в развитии промышленности и экономики. В конце концов это и вопрос технологической безопасности государства.
– Не секрет, что реализация ряда программ задерживается из-за бюрократических проволочек.
– Да, к сожалению, мы давно с этим столкнулись. Оформление необходимых документов, их прохождение через кабинеты чиновников занимают слишком много времени. Сотрудники министерств и ведомств почему-то в последнюю очередь занимаются решением вопросов союзного строительства. В свою очередь, депутаты Парламентского Собрания делают все, чтобы союзные программы работали, на заседаниях комиссий обсуждают перспективность финансирования новых программ, своевременно принимают бюджет Союзного государства. Однако очень часто приходится констатировать наличие фактов низкой исполнительской дисциплины в Союзном государстве, снижающих эффективность принимаемых решений.
Беседовал