Программа «Феникс»
Инициативы союзных парламентариев больше двух десятков лет помогают восстановить зараженные территории
О том, что решение чернобыльских проблем для Москвы и Минска не пустой звук, говорит хотя бы тот факт, что первыми союзными программами были именно чернобыльские. И экономить на них не принято.
«СЛУЧЬ НАДЕЖДЫ»
Первую запустили еще в 1998-м. Программа длилась три года и стала своего рода базисом для организации лечения. Помощь нужна была не только ликвидаторам, но и тем, кто родился после катастрофы.
Так, в 2002-м в подмосковный санаторий «Кратово» впервые приехала сотня детей из Брянской и Гомельской областей. А уже с 2004 года
в проект включили все регионы Беларуси и больше двадцати субъектов России. Отправляется ребятня и в белорусский санаторий «Случь». Путевки расходятся полностью.
За минувшие двадцать лет чернобыльские программы помогли переоснастить детские реабилитационно-оздоровительные центры (только на территории Беларуси их тринадцать). Ежегодно там лечатся около ста тысяч человек.
На недавнем совещании в Постоянном Комитете Союзного государства решили выделить 53 миллионов российских рублей для оздоровления детей в 2021 году. Озвучили, что ведомства уже получили почти две с половиной тысячи заявок.
- Лечение в Беларуси пользуется неизменным успехом и востребовано, - сказал начальник Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Александр Шундрик.
Сейчас главная проблема - ограничения при перевозке детей из-за коронавируса. Представители российских регионов переживают, что могут возникнуть трудности при поездке даже из области
в область, а не то что из страны в страну. В прошлом году дети отдыхали только по месту жительства. Постоянный Комитет обещал помочь в решении этих проблем.
Последние пять лет оказание высокотехнологической и специализированной помощи вывели в отдельное мероприятие. За этот период ею воспользовались шесть тысяч человек, из них 1288 - в прошлом году, несмотря на пандемию.
Одним из мест, где можно поправить здоровье, давно стал Медицинский радиологический научный центр имени Цыбы в Обнинске. Для этих же целей сейчас планируют использовать и недавно открывшийся в Димитровграде Федеральный высокотехнологичный центр медицинской радиологии. Здесь больных лечат методом протонной терапии. Считается, что он эффективнее лучевой.
ВЕРНУЛИ В ОБОРОТ
Уже с третьей союзной программы деньги пошли не только на медицину, но и на постепенное возвращение пострадавших территорий в оборот. Почти как в 1917 году: «Землю - народу».
В зоне отчуждения территории делят на три категории. Первая - земля, где давно ведутся полевые работы по методикам, ограничивающим накопление радионуклидов в продукции.
Вторая категория - с очень высоким уровнем загрязнения. Здесь есть риск переноса радионуклидов во время ЧС на участки, где проживают люди. Есть и третья категория земель - та, где из-за распада радиации уровни загрязнения снизились настолько, что участки можно включать в хозяйственный оборот.
На снижении рисков трансграничных переносов радиации как раз сосредоточены госзаказчики пятой союзной программы. Занимаются они и совместным мониторингом территорий.
- Наши страны начали создавать опытный образец автоматизированной системы мониторинга ЧП. Она охватывает приграничные области: Брянскую, Гомельскую и Могилевскую. Уже поставлены первые семь элементов модуля, - рассказала начальник отдела Департамента ГО и защиты населения МЧС России Марина Семеникина. - Подготовили паспорта на 126 населенных пунктов Брянской области и дали рекомендации местным властям, как вернуть их к нормальной жизни. Думаем, что будут меняться и границы зоны загрязнения.
Замначальника отдела мониторинга, предупреждения и ликвидации ЧС Департамента Минсельхоза России Ольга Шенцова рассказала, что каждый год проводят обследование загрязненных земель. Это оценка и ландшафтной особенности территории, и состояния почвы. Сейчас очень важно снизить количество радионуклидов в продукции из чернобыльских районов:
- Для того, чтобы уменьшить количество цезия в мясе, картофеле и ячмене, собрали перечень наиболее перспективных кормовых добавок. Теперь работаем с предприятиями юго-запада Брянской области. Планируем, что сможем провести на них испытания до 2022 года.
Наработки передадут и другим компаниям СГ, чтобы они могли делать свой товар безопасным.
Строка Расходов
На четыре уже реализованные программы из союзного бюджета потратили 3,5 миллиарда рублей. Это и социальная защита населения пострадавших районов, и обеспечение радиационной защиты, и санаторно-курортное оздоровление, и исследовательские работы. Пятая программа рассчитана до 2022 года. На нее выделили 992,4 миллиона.
Полевые исследования
ПРОБА НА ЦЕЗИЙ
Специалисты обследовали семьдесят российских деревень в зоне заражения. Многие населенные пункты не изучали уже больше десяти лет. Сейчас взяли тысячи проб.
- Нам важно понять, какая там обстановка, насколько велика, например, радиоактивность почвы. Ведь это зона, где сейчас активно начинаются процессы по возвращению территорий в хозяйственную деятельность, - рассказал гендиректор НПО «Тайфун» Вячеслав Шершаков.
Исследователи обнаружили в некоторых местах Брянской области цезий на глубине всего в десять сантиметров. Это очень опасно, ведь там расположена корневая система растений. Почему так произошло, ученым еще предстоит разобраться.
- Начнем брать анализы почвы и на америций-241 (этот изотоп плутония начинает проявлять свою ядовитость гораздо позже и распадается дольше. - Ред.). Важно контролировать скорость его накопления, - говорит Шершаков.
В этом году исследование продолжат. Проверят еще восемь десятков деревень.