Сложный замес
В России огромный урожай зерна, но дешевого хорошего хлеба на прилавках нет, разве что охлажденный из Беларуси. «СВ» разобралось, почему так вышло
К хлебу в Союзном государстве отношение особое. Продукт священный. Неспроста он входит в перечень социально значимых, цены на которые частично регулируются государством. Но вот парадокс - того самого батона «из детства» в магазинах теперь не найти. Форма та же, а качество - совсем другое.
МУКА С МУКОЙ
Российский союз пекарей рапортует: продажи хлеба увеличились впервые за пять лет. Объем составил 550 миллиардов рублей. Это на три процента больше, чем годом ранее. Вот только при этом в пандемию выросла доля продаж дешевых хлебобулочных изделий. И это вполне объяснимо.
По данным Росстата, реальные доходы россиян в третьем квартале снизились на пять процентов. Вот многие и перешли на хлеб. Но ладно бы речь шла о качественном продукте, как в советское время. Сейчас найти хороший хлеб в России трудно. А уж в дешевом сегменте - просто невозможно. Низкая цена, как правило, означает зерно посредственного качества и гору консервантов-улучшителей.
И это при том, что Россия в 2020-м побила исторический рекорд по сборам зерна. По расчетам Минсельхоза, в закрома отправили 138 миллионов тонн. Вот только на российский стол попадет не все.
- У нас дикая проблема - все хорошее сырье продают за валюту в Китай и Европу. Это, конечно, выгоднее. В итоге остается зерно только плохого качества. У нас постоянно проблемы с мукой, - говорит Григорий Калиниченко, основатель предприятия «Честная пекарня».
КОРМИМ ВСЕХ, КРОМЕ СЕБЯ?
Минсельхоз РФ подсчитал: в прошлом году объем экспорта продукции АПК составил 25 - 30 миллиардов долларов. Это вдвое больше, чем выручка от продажи вооружений. Россия поставляет продовольствие в 160 стран мира. Один из главных ресурсов - пшеница. Спрос на нее в мире из-за пандемии резко вырос. Мировой индекс цен с ноября 2019 года увеличился на 19,9 процента. Такие данные приводят в Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. Причина - многие страны старались закупить зерно впрок. Но в итоге выросли и внутренние цены. По данным аналитического центра «Совэкон», пшеница третьего класса за год подорожала с 11 до 16 тысяч рублей за тонну, а высшего сорта - с 16 до 22 тысяч.
С одной стороны, ограничивать возможности аграриев пользоваться уникальной ситуацией в правительстве не хотят. Когда еще будет такой урожайный год и одновременно аномально высокий спрос на продукцию?! С другой - странная выходит ситуация. Все хорошее зерно мы продаем за рубеж. Причем не только в Европу, но и в страны третьего мира. А себе оставляем... объедки?
СЕГОДНЯ ПО ПЯТЬДЕСЯТ, НО ХОРОШИЙ
Эксперты говорят, что все не совсем так. Пшеница высшего сорта в России тоже остается. Но не в таких количествах, чтобы печь из нее весь хлеб Да это и не нужно.
- Не надо грешить на наших производителей. Спрос рождает предложение. Люди до сих пор не готовы платить за хлеб много, считают, что он должен стоить копейки, - говорит Григорий Калиниченко. - Нормальный хлеб не может стоить 21 рубль. Только ингредиенты по ГОСТу - 12 - 14 рублей. Добавьте сюда зарплату сотрудникам, налоги, аренду помещений, закупку и амортизацию оборудования, расходы по упаковке и доставке. Чтобы вы понимали, одна этикетка обходится в 70 копеек. Картонная коробка, в которую помещается пять буханок, стоит 17,5 рубля. А это расходный материал - довез и выкинул. И потом меня спрашивают: «Почему хлеб такой дорогой - 50 рублей?» А потому что дешевле он быть не может.
Как говорят эксперты, на хлебном рынке все то же самое, что и на других. Дешевая продукция априори не может быть хорошей. Хотя и высокая цена - тоже не признак качества. Некоторые торговые сети продают хлеб себе в убыток. Занижают его стоимость, чтобы человек приходил за батоном, а параллельно покупал что-то еще. Тем не менее большинство сетей просто выкручивает руки поставщикам, а те вынуждены экономить на всем, заменяя ингредиенты на более дешевые.
СВОЕГО НЕ ХВАТАЕТ - ЕДИМ БЕЛОРУССКИЙ
Нехваткой хорошего хлеба на российских полках воспользовались белорусские хлебопеки.
- За семь месяцев 2020 года - 4,8 тысячи тонн на четыре миллиона долларов. Продукцию отправляют в Россию, Туркменистан, Казахстан, Грузию, Азербайджан, Израиль, Панаму, США, Германию и другие страны, - рассказали в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РБ.
При этом география поставок постоянно расширяется. В прошлом году добавились Канада и Сингапур. На экспорт отправляют продукцию из заварного теста. Причем не свежий хлеб, а замороженный (см. «Взгляд гурмана»). По вкусовым качествам он ничем не отличается. Как говорят хлебопеки, перед продажей его нужно просто «освежить», то есть поставить в печку на несколько минут.
- Для увеличения объемов экспорта и расширения географии поставок во всех хлебопекарных организациях страны организованы производства замороженных хлебобулочных и кондитерских изделий в комплекте с камерами шоковой заморозки и хранения. За последние годы установили больше сорока комплексно-механизированных линий по производству импортозамещающей продукции. Это позволило увеличить производство почти в два раза - до 17,7 тысячи тонн, - добавляют в министерстве.
Примечательно, что в Беларуси удалось сохранить традиционное хлебопечение с применением классических технологических схем и натурального процесса брожения. Если проводить аналогию с нефтью, то пока Россия поставляет на внешние рынки сырье (пшеницу), в Беларуси предпочитают экспортировать продукты с более высокой добавленной стоимостью (хлеб).
УДИВЛЕНИЕ ГУРМАНА
«ПОЧЕМУ ТАКОЙ МЯГКИЙ? НА ИСТРЕБИТЕЛЯХ, ЧТО ЛИ, ВЛЕЗУТ»
Леонид ЗАХАРОВ, заместитель главного редактора газеты «Комсомольская правда», автор рубрики «Отчаянный домохозяин»:
- Обычная история. Выбираю в магазине хлеб. Сначала по свежести - вот эти пять самые мягкие. Дальше по внешнему виду (мужчины, как известно, любят глазами): из этих пяти два - приятны глазу. Из них один - ну просто красавец. Аккуратный такой кирпичик, весь усыпанный семечками.
Дома, едва надрезав хлеб, чувствую аромат, сразу съесть хочется. Ем и думаю: ну нет, все-таки неправы те, кто говорит, будто в Москве хороший хлеб печь не умеют, вот же он - отличный столичный, явно только из пекарни.
Ровно в этот момент взгляд мой падает на упаковку: «Минскхлебпром, Беларусь». Ничего не понимаю: если Беларусь, то почему такой мягкий? На истребителях, что ли, его везут? Выкладываю пост в соцсети. Один из первых комментариев: «Ну, может, у них в Москве производство есть?»
Интересная версия. Начинаю разбираться. Сначала обнаруживается склад готовой продукции Минскхлебпрома в Москве. Идем дальше, возникает вся цепочка: хлеб и правда везут из Минска, но в замороженном виде, а уже в Москве доводят до ума - для этого во многих крупных магазинах есть соответствующее оборудование.
Ну и как, скажите на милость, зная все это, я могу не поддерживать идею Союзного государства?
ТЕНДЕНЦИЯ
НАТУРПРОДУКТ
Если в магазинах хорошего товара не найти, а к крупным производителям есть недоверие, то можно перейти и на натуральное хозяйство. Россияне покупают муку и делают хлеб. По данным исследовательской компании Gfk, продажи хлебопечек в апреле выросли в четыре раза. А продажи муки и дрожжей - на 8 и 12 процентов. И хотя с наступлением лета ажиотаж немного снизился, тенденция к независимости от магазинного хлеба сохранилась.