Из сети слов не выкинешь
Чтобы не оказаться на обочине медиаполя, союзным СМИ нужно усиливать присутствие в интернете
Россия находится на четвертом месте среди стран по числу пользователей интернета. Их больше 80 процентов от жителей страны. В Беларуси еще больше - около 90 процентов. О роли соцмедиа шла речь на заседании Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике.
УДАР ПО ВСЕМ ФРОНТАМ
Комиссия под председательством Геннадия Давыдько работала сразу на двух площадках: в Минске и Москве в уже традиционном формате видеоконференции. Тем не менее разговор состоялся продуктивный, а местами и жесткий. Сегодня информационная политика СГ требует значительного переформатирования. Заседание стало своего рода «мозговым штурмом» для поиска путей развития общего союзного информационного пространства.
- Сегодня мы столкнулись не с угрозой, а с самой настоящей информационной войной против Союзного государства, - задал тон встрече Геннадий Давыдько. - И перед союзными СМИ новая задача: не только освещать, информировать, но и формировать «здоровый» взгляд на все, что происходит сегодня. Те последние события, которые произошли в Беларуси, это угроза не только по нашей республике, но и удар по России, по Союзному государству.
Недостоверная информация, фейки, призывы к противоправным действиям и провокациям - все это должно получать правовую оценку.
- Последние месяцы мы активно отслеживаем информповестку в наших союзных изданиях, - взял слово первый замминистра информации Беларуси Павел Легкий. - У нас есть ряд замечаний. Мы много говорим о цифровой трансформации СМИ, но нередко предложения остаются только на бумаге. Так быть не должно.
Непростая ситуация, например, у союзного телеканала «БелРос».
- У нас пока нет собственного производства теленовостей, о каком оперативном распространении контента можно говорить? - сетует Людмила Ковалева, первый заместитель председателя Телерадиовещательной организации Союзного государства. - И еще. Нужно расширять представительство в Минске. Картина происходящего не должна складываться из увиденного и записанного на расстоянии сотен километров. Поствыборная ситуация в Беларуси показала, как быстро информационное пространство заполняется фейками. Правда - главное оружие против лжи.
Силами одних традиционных СМИ на информационном фронте не справиться.
- Наша газета - еженедельник. Мы не можем и не должны конкурировать с теми ресурсами, Telegram-каналами, где повестку формирует «хайп» и выдача любой новости за событие и сенсацию, равных которым нет. Там информповестка меняется каждый час, никто потом и не вспомнит, что читал: правда была или ложь. Газета, она материальна. И здесь не место информационному шуму. У нас другая задача. Анализ событий и максимально точный, объективный и достоверный рассказ читателям о том, что происходит в наших странах, - сказала главный редактор газеты «Союзное Вече» Лариса Раковская.
ЦИФРА ПРОТИВ БУКВЫ
- Задача - работать на опережение и делать ставку на социальные сети, Telegram и YouTube-каналы. Использовать эти ресурсы по максимуму, - уверен Геннадий Давыдько. - Если не ускоримся, проиграем информационную войну. Работу интернет-ресурсов газеты «Союзное вече», газеты «Союз. Беларусь - Россия» и журнала «Союзное государство» нужно усилить.
Локомотивом может стать сайт souzveche.ru. Вполне реально увеличить число уникальных посетителей на портале до полумиллиона в сутки и помочь войти союзному медиа в топ-30 наиболее влиятельных сайтов рунета. Но для этого нужны серьезные финансовые вливания.
КЛИК В РЕГИОНЫ
Депутаты продолжили поиск ответов и на вопрос, как можно расширить сферу влияния союзных СМИ и максимально приблизить их к белорусу и россиянину. На заседании комиссии обсудили и роль региональных изданий в освещении союзной жизни.
- Нам нужно чаще проводить обучающие семинары на территории наших стран для журналистов из региональных СМИ. К сожалению, именно в регионах не хватает квалифицированных кадров, - внес предложение Павел Легкий.
Свое замечание высказал и Андрей Шишкин, депутат Комиссии ПС по информационной политике:
- Наша интеграция во многом напрямую зависит от того, насколько граждане Беларуси и России осведомлены о союзных достижениях и проблемах. Предлагаю посвящать отдельные газетные полосы укладу жизни в наших городах-побратимах. Даже в самых удаленных уголках должны знать, что такое Союзное государство и зачем мы его строим.
Депутаты договорились обсудить промежуточные итоги в декабре.
ПЕРСПЕКТИВЫ
СВЕЖАЯ ГАЗЕТА К УТРЕННЕМУ КОФЕ
Привычная «бумага» и журналы теряют свою популярность, особенно среди молодежи.
Тем не менее, по данным ВЦИОМ и Информационно-аналитического центра при Администрации Президента РБ, около половины россиян и 35 процентов белорусов регулярно читают газеты и журналы.
О судьбе традиционных средств массовой информации рассказал член Комиссии ПС по информационной политике Никита Березин.
- Каким вы видите будущее печатных СМИ? Через какое-то время они совсем исчезнут?
- Сейчас, в век цифровых технологий, интернет забирает большую часть аудитории. Однако должны быть и печатные СМИ, потому что не все люди пользуются смартфоном или компьютером. Кроме того, в интернете очень много источников и еще нет каких-то параметров, благодаря которым можно понять, являются ли сведения актуальными и неискаженными или нет. Поэтому бумажная периодика останется. Я читаю и электронные СМИ, и печатные тоже, когда, например, лечу в самолете.
- Есть ли в планах молодежныймедийный проект Союзного государства?
- Я думаю, мы придем к этому вопросу. Молодежь - та часть аудитории, которая преимущественно находится в интернете, так что будем развивать это направление. Нужно узнать, что для них наиболее важно. Я за поддержку диалога с ребятами.
МНЕНИЯ
Владимир Афонский, заместитель председателя Комиссии ПС по информационной политике:
- Мы провели анализ работы СМИ и их информационной активности, в том числе в печатных и интернет-изданиях, на телевидении. Сейчас эта повестка очень важна, потому что в Сети представлено недостаточно информации о Союзном государстве. Нужно предоставлять своевременную и неискаженную информацию в интернете. Именно там в основном находится юная аудитория. Чем больше станет появляться актуальных и правдивых сведений, тем больший интерес будет проявлять молодежь.
Ольга Петрашова, депутат Комиссии ПС по информационной политике:
- Сегодня степень поддержки интеграционных процессов среди людей старшего возраста выше, чем среди молодежи. Ситуацию нужно исправлять. Нужны свежие подходы к распространению и форме подачи информации. Интенсивнее должны развиваться интернет-ресурсы - этот сегмент особенно привлекателен для подрастающего поколения. Укрепление доверия наших читателей, завоевание и удержание аудитории - вот главные задачи. Мы должны противодействовать попыткам через информационные технологии помешать нам строить общее союзное будущее. Какими могут быть перспективы печатных СМИ? На мой взгляд, нужно делать ставку на профессионализм журналистов, на разъяснение и анализ событий для широкой аудитории.