Поезд – в Минск, магистраль – в Гамбург
Границу полностью пока не открыли. Что ждать дальше? И когда поедем в Европу с ветерком?
И ПРОЕХАТЬ, И ПРОЙТИ
Теперь проще попасть из России в Беларусь.
- На машинах можно проехать при определенных условиях. Стало больше авиарейсов - три раза в неделю. Это уже какой-то прогресс, - говорит госсекретарь. - Вместе с тем цены взлетели. Поэтому и заговорили о железнодорожном сообщении - договаривались запустить дополнительный поезд. Этот вопрос рассмотрят соответствующие организации с российской стороны и коллеги в РБ.
Возник вопрос: как запустить состав, чтобы соблюсти социальную дистанцию? Пускай он сначала будет загружен на 50 процентов. Потом в зависимости от ситуации можно увеличить.
ВЗЯЛИСЬ ЗА РАСЧЕТЫ
Министерство транспорта РФ, вице-премьеры двух стран одобрили идею строительства высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург - Минск - Варшава - Гамбург.
- Но пока есть некое недопонимание со стороны белорусских железнодорожников. Нет ответа на вопрос, как это будет работать и что с этим делать? Что касается академий наук, то они с самого начала самым активным образом нас поддерживают. У них даже есть совместное решение на этот счет. Проект номинирован как бизнес-структура РЖД. Уже начинают прорабатывать технико-экономическое обоснование. Мы еще в начале пути. Надо этот этап сперва пройти. После можно будет предметно говорить о прибыльности, рентабельности и так далее.
Необходимо определиться с партнером на белорусской, польской и немецкой сторонах. Примерные прикидки уже есть.
- Это не просто железнодорожный транспортный путь, это геополитический проект, который имеет очень серьезные экономические и социальные последствия.
В хорошем смысле последствия, - уверен Григорий Рапота. - Бизнес-модель предусматривает, что задействуют частный капитал. Неизбежно вливание и бюджетных средств, но по минимуму.
Проект сравнивают с Суэцким каналом. Две с половиной тысячи километров скоростной дороги - такого еще нигде нет.
- С европейскими партнерами уже все проработано. Надо с российскими и белорусскими участниками выработать консолидированную позицию. Мы этот проект презентовали и на Веронском экономическом форуме, и в Брюсселе, и в Гамбурге. Везде, где только можно. Бизнесмены очень заинтересовались.
ПОД КОНТРОЛЕМ
ПРОПУСК НА ГОСЗАКАЗ
Еще тема - допуск товаров белорусских радиоэлектронных предприятий на российский рынок, в первую очередь для оборонной промышленности.
- Есть решение по оптико-волоконной кабельной продукции. Белорусской стороне предложено сформулировать, по каким видам продукции нужно убрать барьеры, - рассказал Григорий Рапота.
Схожие проблемы у производителей из РБ есть и с участием в госзакупках для муниципальных и государственных нужд.
- Российская сторона обязательно учтет пожелания белорусов о том, чтобы до конца года определиться с реестром товаров, для которых снимут ограничения. Создаст нормативную базу и затем быстро сформирует реестр.
Новые программы СГ могут профинансировать в том числе и за счет экономии по итогам года.
- Мы из-за пандемии не смогли провести ни одного массового мероприятия: спартакиады школьников, кадетские смены, молодежный форум в Ростове-на-Дону, конкурсы и фестивали. Остались неизрасходованные деньги. Тут никуда не денешься, наверняка будет профицит бюджета. Посмотрим, как дальше остатки средств на следующий год с пользой для дела применить, направлений очень много.
По новым концепциям уже есть наработки. Ведется работа в области медицины и биологии. Программы «Преодоление» и «Стволовые клетки 2» должны дать нам новые методы оздоровления и лечения, особенно в области медицины катастроф.
Следующая программа - «Геологоразведка и природопользование», она необходима для рационального экологически безопасного использования ресурсов недр России
и Беларуси. Концепция «Радиационная безопасность» - это новые наработки в сфере атомной энергии. «Космические технологии» и программа «Компонент Ф» позволят получить новые знания и материалы.