Григорий Рапота: Наши достижения, как воздух. Многие не замечают, но дышат им
Госсекретарь СГ во время онлайн-лекции «Актуальные вопросы развития Союзного государства» рассказал о главных победах и временных сложностях в отношениях РФ и РБ
Фото: Михаил Фролов/kpmedia.ru
СВОБОДНАЯ ГРАНИЦА
Сделано много для того, чтобы россияне не чувствовали себя иностранцами в Беларуси, а белорусы - иностранцами в России. Свобода выбора места жительства и работы есть в любой точке братских стран. Никакой дискриминации даже близко. Решили вопросы о переводе пенсий, медицинских страховок - того, что сопровождает обыденную жизнь.
Про это почему-то меньше всего говорят: это как воздух, он есть, им дышат и замечают, только когда его нет.
ВЗАИМНОЕПРИЗНАНИЕ ВИЗ
Министр иностранных дел России Сергей Лавров был в Минске, там соглашение подписали. А вообще-то это была инициатива Постоянного Комитета Союзного государства. Лет пять назад и задумали создать некий аналог шенгенской визы. Не скажу, что эта тема была сразу воспринята доброжелательно. Были противники, особенно почему-то на белорусской стороне. Граница у нас для граждан прозрачна, но для иностранцев она есть. Журналистам, бизнесменам, туристам нужно было думать, как упростить поездки. Терпение, труд, консультации - и вопрос решили. Теперь во внешнем мире мы предстанем единым организмом, что для нас очень важно.
ОБЩИЕ ВОЙСКА
Мало говорят в прессе и о военном сотрудничестве союзных стран. У нас есть общее строительство вооруженных сил, взаимодействие, выработка единой политики. Есть у нас и единая военная доктрина. Сейчас мы ее обновляем по реалиям сегодняшнего дня. Создали региональную группировку войск, причем это единственное такое образование на постсоветском пространстве. В случае необходимости эти подразделения моментально поступят под единое командование.
ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА
Самая большая и самая непростая проблема - это экономическое взаимодействие. Иногда возникают конфликты интересов: цены на газ, на нефть, условия поставок и так далее.
В чем же проблема? Давайте попробуем разобраться. Когда задумывалось Союзное государство, на конечном этапе предполагалось создание некой единой государственной структуры. Со своей Конституцией, валютой, с единым экономическим пространством... С гармонизированным или единым налоговым кодексом, с единой финансовой политикой и так далее.
В прошлом году в России ввели налоговый маневр, который отразился на ценах на энергоносители. Естественно, белорусская сторона поставила вопрос о том, что в результате этого закона Беларусь несет убытки. Российская сторона заявила: хорошо, мы готовы над этим подумать, но давайте все-таки решим, какую схему, какое образование мы выстраиваем. И вот были созданы рабочие группы по 31-й дорожной карте, которые, по идее, должны ответить на этот вопрос.
Это, пожалуй, основная проблема, которая возникла в наших экономических отношениях. И которая, наверное, отражается и на политических отношениях.
ПРОГРАММЫ СГ
У Союзного государства есть ряд программ, направленных на создание прорывных продуктов. То есть мы фактически выступаем как инновационный фонд. Это и сфера космоса, и радиоэлектроники, и медицины, и химии, материаловедения и так далее. Результатом большинства из них стали новые, зачастую уникальные продукты. Техника создается совместными усилиями инженеров обеих стран. Например, знаменитые «БелАЗы» производятся в кооперации. Есть программы уникальные, например, по производству лактоферрина - белка человеческого фермента, полученного от трансгенных коз. Он содействует укреплению иммунитета. Это очень важно в период пандемии.
- Нам всем нужны свершения, которыми страна могла бы гордиться, как были и ДнепроГЭС, и освоение космоса, и БАМ, и многое другое. У людей улучшается настроение, если в стране совершается что-то большое и хорошее. Вот это и побудило нас проработать проект высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая соединила бы Россию, Беларусь и страны Западной Европы.
Положительные отклики - не только в России и Беларуси. В Польше и других странах инициаторам сказали: «Здорово, давайте делать». И вот уже после презентации на Веронском форуме и в Брюсселе - в структурах ЕС - посыпались предложения от банковских и других бизнес-структур - с пожеланиями принять участие.
Европейские специалисты считают, что проект может занять 7 - 10 лет, и это небольшой срок для столь масштабного дела.