Брат познается в беде
Что ждет наши страны после победы над коронавирусом, обсудили дипломаты, экономисты и эксперты на онлайн-конференции «Россия и Беларусь: жизнь после пандемии»
ХОРОШАЯ НОВОСТЬ
Онлайн-конференции настолько прочно вошли в нашу жизнь в последние месяцы, что порой думаешь: как же мы без них раньше жили? Ведь на виртуальной площадке порой проще собрать большое количество спикеров, чем в зале вживую. И ни время, ни деньги не надо тратить на дорогу. Хотя, как признался Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, всегда приятнее общаться лично.
На конференции «Россия и Беларусь: жизнь после пандемии», организатором которой выступила Ассоциация внешнеполитических исследований имени Громыко, эксперты были топ-уровня: послы России и Беларуси Дмитрий Мезенцев и Владимир Семашко, экс-министр иностранных дел, президент Российского совета по международным делам Игорь Иванов, директор Института Европы РАН Алексей Громыко, депутаты, ученые, ректоры университетов. Всего собралось больше 80 гостей. Было о чем поговорить, и такое впечатление, что многие участники за время карантина соскучились по общению - пусть и такому виртуальному.
ФОТО: Иван Макеев/kpmedia.ru
- Бывает, что есть годы, когда ничего не происходит, а бывают недели, как сейчас, когда событий хватает на десятилетия, - заметил Алексей Громыко. Коронакризис оставил глубокий след в политике, в экономике и в том, как мы теперь воспринимаем мир.
- Важной характеристикой нового этапа становится то, что региональная интеграция продолжает вытеснять глобальную. Мне кажется, что это хорошая новость для Союзного государства и для Евразийского экономического союза. Дезинтеграционные процессы на более высоком уровне сочетаются с ростом востребованности объединения на более низком, - считает внук знаменитого советского министра иностранных дел, открывая конференцию.
ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
Когда подписывался Союзный договор, министром иностранных дел России как раз был Игорь Иванов. Поэтому и свое выступление начал с воспоминаний о событиях 20-летней давности.
- Чем выше степень интеграции, тем сильнее те компромиссы, которые закладывались при подписании документа, и тем чаще они дают о себе знать. Конечно, за двадцать лет мы прошли значительный путь в формировании основ Союзного государства.
ФОТО: russiancouncil.ru
Но когда возникают проблемы, каждая сторона по-своему трактует договор. То же самое - о борьбе с пандемией. В Евросоюзе никто же больших претензий на этот счет не высказывает, как каждый решает проблему. Хотя в Греции - один подход, в Германии - другой.
Экс-глава российского МИДа признал, что пока мы, увы, не смогли наработать модель, которая бы в полной мере соблюдала баланс национальных интересов, двусторонних отношений и приоритетов внешней политики наших стран. И Россия, и Беларусь декларируют многовекторность.
- Но ведь это вовсе не означает, что направления должны во всем и всегда совпадать, - убежден Игорь Иванов. - Поэтому для сохранения и развития Союзного государства нужен серьезный предметный разговор на высшем уровне - о том, какую цель мы ставим. Когда обсуждаем дорожные карты, то должна быть какая-то точка назначения, к которой нужно прибыть. Кто-то говорит, что нужно перейти на новый уровень союзнических отношений. Другие считают, что это не отвечает нашим интересам. Разговор об этом необходим.
ФОТО: Виктор Гусейнов/kpmedia.ru
ОТРЕЗАНЫ ОТ РОДИНЫ
Сейчас все внимание сосредоточено на пандемии коронавируса, и это понятно. По-другому нельзя. Россия и Беларусь сражаются с инфекцией по-своему, есть и принципиальные расхождения. Госсекретарь Союзного государства не видит в этом ничего страшного:
- Мы суверенные государства и имеем право решать, как бороться с проблемой. Это не должно подлежать какой-то критике. Может быть, по итогам должен состояться профессиональный, а не политический обмен мнениями о том, какие методы сработали, какие нет, что было более эффективным, что менее. Это разговор на будущее, не надо делать его предметом политических страстей. COVID-19 у больных ликвидирует вкусовые ощущения, а вот в политике, видимо, происходит наоборот. Если были какие-то противоречия, они обостряются, если споры, то они приобретают особо острый характер.
Но все-таки настоящие друзья и братья познаются в беде. Когда объявили пандемию и границы государств захлопнулись, множество россиян и белорусов остались отрезанными от родины за тысячи километров от дома. Владимир Семашко выразил признательность российской стороне за помощь, которую оказали при эвакуации белорусов. Через Москву в Минск из-за границы вернулось около 650 белорусских граждан.
- Это была непростая задача в условиях прекращения международного авиасообщения. Мы решили ее успешно и продолжаем решать. Это хороший пример согласованных действий наших стран в экстремальных ситуациях. На этих принципах братства и взаимовыручки мы и строили наш Союз, - убежден Посол Беларуси в России.
- Мы, в свою очередь, благодарны белорусам за вывоз россиян из Египта, Индии, Анголы и ОАЭ, - признался директор Второго департамента стран СНГ МИД РФ Алексей Полищук.
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ФОРМУЛА ПРИМАКОВА
Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота признался, что часто бывает в непростом положении:
- Россияне подозревают меня в белорусских настроениях, а белорусы и вовсе считают россиянином. Все это не без оснований. Хотя у меня есть возможность смотреть на Беларусь глазами россиянина, а на Россию - глазами белоруса.
Поэтому, по его словам, в этот непростой период необходимо прежде всего понимать приоритеты национальной безопасности своей страны:
- Если исходить того, что в свое время декларировал Евгений Примаков, а эту формулу можно считать универсальной, то на первом месте всегда стоят вопросы внутренней стабильности и целостности государства. На втором - отношения с непосредственными соседями, та среда обитания, которая создает комфорт или, наоборот, дискомфорт в твоей жизни. И только потом все остальное. Если исходить из этого, то отношения Беларуси и России - один из приоритетных вопросов национальной безопасности наших стран.
В Союзном государстве есть достаточно большие успехи в социально-гуманитарной области, этому содействовала ликвидация границ на первом этапе его создания. Есть несомненные достижения в сфере военно-технического и просто технического сотрудничества в высоких технологиях. И одно из этих достижений - программы Союзного государства, которые нацелены на научно-исследовательские опытно-конструкторские работы с прицелом на будущие результаты. Фактически, позволю себе такое допущение, мы работаем как, возможно, единственный успешный венчурный фонд. Развивается военное сотрудничество наших стран. Недавно мы еще раз общались с представителями военных ведомств: довольны ли они совместной работой, все ли их устраивает. Оценки
были положительными. Даже если что-то осталось за скобками разговора, в целом это серьезный фактор нашего взаимодействия.
Ну и, наконец, это экономика, возможно, важнейший фактор. Беларусь является четвертым-пятым внешнеэкономическим партнером России. А Россия для Беларуси - на первом месте, иногда занимая половину оборота, иногда чуть меньше.
По мнению Григория Рапоты, нужно сосредоточиться на созидательных проектах. Об этом очень мало говорится сейчас. Но именно это необходимо и для внутреннего потребления, и для внешнего, и для развития национальных экономик:
- Мы хотим расширить программы Союзного государства, это тоже практика нашей работы.
И, естественно, завершить работу над дорожными картами - то, чем занимались наши рабочие группы.
И необходимо всегда возвращаться к вопросу о том, а нужно ли Союзное государство. А если нужно, то почему.
И не пугаться, а каждому отвечать себе на этот вопрос. Это придаст и уверенности, и понимания, чем же нам заниматься в будущем.