Отец солдата
Строительство самого грандиозного на постсоветском пространстве военного памятника завершено в срок. Скульптор Ржевского мемориала Андрей Коробцов вспоминает, как прошел путь от эскиза до момента, когда работа завершилась
Коробцов создал собирательный образ всех бойцов, сражавшихся за свободу и жизнь грядущих поколений. Фото: страница Андрея Коробцова в Facebook
«ПОДУМАЛ, ЧТО РАЗЫГРЫВАЮТ»
- Вы написали в «Фейсбуке», что после окончания работы над мемориалом Советскому солдату чувствуете опустошение. Почему?
- Наверное, потому что освободилось слишком много времени. 2,5 года я жил этим проектом: моя задача была сделать все по максимуму.
- По-моему, получилось.
- К такой цели я шел. Теперь можно поставить следующую. Но пока ее нет.
- Похожие чувства испытывает спортсмен после победы на Олимпиаде: результат достигнут, что делать дальше - неясно.
- Да, примерно такое же состояние. Боюсь, это будет самая крупная вещь в моей жизни. Честно говоря, мне очень понравилось работать над памятником, и я хотел бы повторить этот опыт.
- Помните свою реакцию, когда узнали, что выбрали ваш проект?
- Да, и очень хорошо! Мне позвонили из Российского военно-исторического общества и сказали, что мы с Костей Фоминым (архитектор Ржевского мемориала. - Ред.) победили в конкурсе. Я не поверил: слишком серьезный был состав участников. Чувствовал трепет, радость, а еще подумал, что меня разыгрывают. Но через полчаса в интернете начали появляться сообщения. Пришлось смириться.
- Страха не было, что не успеете, не получится?
- Так скорее можно сказать про мои сегодняшние ощущения. Вспоминается фильм «Андрей Рублев», когда в самом конце парень сидел возле отлитого колокола и плакал. Потому что не знал, выйдет у него или нет. Было опасение, что из-за отсутствия каких-то знаний могу не справиться. До последнего работал с таким чувством.
НА РУКАВЕ ВОИНА - ОТПЕЧАТКИ РУК ДОЧЕК
- С какой самой большой проблемой вы столкнулись за эти 2,5 года?
- В целом весь процесс прошел гладко. Но каждый этап по-своему был сложен. Придумать эскиз, свыкнуться с большим масштабом мастерской, понять, как действовать. Выполнить нескончаемое количество гипсовых форм. Ты их делаешь, а нужны еще и еще. Получилось, по-моему, куда больше 600. Когда начался монтаж, ветер буквально сдувал с лесов - еще не установили баннер, который закрывал скульптуру, и нужно было как-то держаться, чтобы не упасть.
- Семья навещала?
- Дочки приезжали в цех, немного полепили. Я даже оставил отпечатки их рук на рукаве солдата.
- А на другие работы остались время и силы?
- В соавторстве сделал памятник Александру Суворову - он откроется 18 мая в селе Кистыш Владимирской области, в родовом имении полководца. Выиграл еще два конкурса: на типовое воинское захоронение Неизвестному солдату и на монумент герою войны 1812 года генералу Петру Котляревскому в Феодосии.
СКАЗАНО
Григорий Рапота, Государственный секретарь Союзного государства:
- Я примерно так себе памятник и представлял: восстающий из праха образ солдата.
Журавли - задумка автора, она оказалась удачной. Птиц можно рассмотреть, лишь приблизившись к монументу - получается интересный визуальный эффект. Подкупило и то, что скульптура не выдержана в традиционных канонах, к которым мы привыкли. Она словно висит в воздухе, парит - это особенно впечатляет при вечернем освещении. Мы пришли к выводу, что монумент ржевскому солдату соответствует искусству XXI века.
Участники рабочей группы активно участвовали в обсуждении, мы привлекали специалистов из Министерства обороны, других мастеров. Понятно, что скульпторы, как и любые художники, ориентированы в первую очередь на свой успех. Но надо отдать должное, они как-то сочувственно и с симпатиями относились к нашим усилиям. И в процессе работы было очень много пожеланий, замечаний и даже исправлений фактологического характера.
Пространство вокруг мемориала надо развивать. Давайте представим: вот солдат, который смотрит на жизнь, за которую сложил голову. Он должен видеть, что она красивая и комфортная. Та, о какой он мечтал. Вокруг нужно создать территорию памяти.
Что касается открытия, давайте наберемся терпения, не станем нарушать те меры, которые приняты для защиты здоровья людей. 9 Мая мы все будем дома отмечать праздник в узком семейном кругу. Радоваться, что завершили эту работу. Открыв мемориал попозже, мы просто продлим себе праздник.
ЛИЧНОЕ
«ЧТОБЫ ПОДО РЖЕВ ПРИЕЗЖАЛИ, КАК НА МАМАЕВ КУРГАН»
- Самоизоляция для художника - это время поразмышлять над новыми проектами?
- Очень бы хотел отдохнуть, но пока ни одного дня дома не просидел. На машине доезжаю до мастерской, а там я один, работаю. Так что с людьми не контактирую. В моей жизни ничего не изменилось.
- Даже после победы в таком конкурсе? А как же слава и известность?
- Да нет ее. Скульпторы вообще не очень знаменитые люди. У многих спрашиваешь: «Кто автор Родины-матери?» Вот вы знаете?
- Евгений Вучетич.
- А процентов 90 не ответит. Главное, чтобы скульптура Советскому солдату подо Ржевом была принята и понравилась людям. И туда приезжали, как на Мамаев курган, почтить память родных. Для меня это будет лучшая награда. Я приобрел грандиозный опыт, который не получил бы никаким другим образом. После этого я не буду прежним.