Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


В гимнастерке рядового стоит солдат

Винтовка Мосина или пулемет ППШ, шинель или плащ-палатка? Как формировался облик памятника и как дальше будет меняться территория вокруг него, рассказал Государственный секретарь Григорий Рапота

Фото: www.postkomsg.com

- Мы очень долго спорили о том, какой вид оружия должен быть у солдата, ведь в то время главным оружием рядового была винтовка Мосина. Но когда мы «примерили» к скульптуре, то поняли: ее сложно отличить даже от охотничьего ружья. А автомат ППШ как бы символизирует эпоху.

С формой много было работы именно со стороны военных специалистов. В начале он был в шинели. Но она, если не видно знаков различия и фактуры ткани, похожа на пальто. А вот плащ-палатка, гимнастерка - то, что отличало солдата и его экипировку.

- Меня лично поразило, как на одной из встреч обсуждались даже такие детали, как какие именно деревья высадить вокруг: листья должны были быть в цвет стальным стенам.

- Было такое. Хотели именно краснолистные деревья, типа клена и бука. Но тут есть и природные обстоятельства: деревья должны комфортно чувствовать себя и быть привычными для этой местности и климата.

- Вы как-то сказали: очень важно, чтобы единый музейный комплекс, включал в себя не только сам мемориал, но и Ржев. А там серьезные недоделки в городской инфраструктуре.

- Я эту тему поднимал, когда только впервые посетил Ржев. Стало понятно, что город должен быть элементом мемориального комплекса. Предки воевали за его освобождение, сколько жертв было принесено для достижения этой цели. Наверное, Ржев должен этому соответствовать. Он - город-герой, и не по формальному определению, это город воинской и солдатской славы, город мужества мирных жителей. И люди, которые туда приедут, должны видеть, как он радикально изменился со времен войны. Гости должны получать удовольствие от его посещения и вида. Ржев обязан соответствовать XXI веку и уровню мемориала. Давайте за этим понаблюдаем.

- Тем более, что была озвучена цифра в один миллион посетителей в год.

- Причем, приезжать будут и представители тех республик, чьи граждане сложили здесь свои головы. Много там погибло белорусов, украинцев, казахов, да и вообще, представителей всех национальностей Советского Союза. А первым импульсом к тому, чтобы этот памятник построить, стало решение Высшего Госсовета Союзного государства, которое приняли президенты Александр Лукашенко и Владимир Путин о финансировании самого памятника - двести миллионов рублей. И мы уложились в эту сумму. Другое дело, что дальше на пожертвования людей, на средства РВИО и при поддержке министерства культуры России вокруг памятника построили сам мемориал.

- Архитектор мемориала Константин Фомин рассказывал, что у него есть план дальнейшего развития территории вокруг мемориала. Это и полноценный музей, и выставка техники, и много еще чего. Вопрос упирается, как обычно, в финансы. Может ли Союзное государство поддержать этот проект, если его заявят?

- Мы любим говорить про финансы и не любим говорить про желания. Если есть желание, то мы все сделаем. И деньги найдем. Будет желание преобразовать город Ржев, мы можем сделать из него игрушку. Не будет - станем ссылаться на отсутствие средств или еще что-то. Так же и здесь.

Идеи Фомина очень интересные и правильные. Я полностью их поддерживаю. Территорию надо развивать. Давайте представим: вот образ погибшего солдата, который смотрит на эту жизнь, за которую сложил голову. И он должен видеть, что она вокруг красивая и комфортная. Та, о которой он мечтал. Это должна быть территория памяти.

ДРУГОЙ ПРОЕКТ

Брестская крепость - часть военной истории

- Ржевский мемориал - не единственное мероприятие, связанное с памятью о войне, которое сейчас финансируется Союзным государством. Есть еще Брестская крепость. Как там обстоят дела?

- Деньги расходуются рационально и правильно. Музейный комплекс «Брестская крепость» развивается. Постоянно контролируем эти работы, как следили и за строительством Ржевского мемориала, потому что хотим, чтобы каждая копейка расходовалась так, как это положено. Надо отдать должное музейщикам, которые работают в Брестской крепости, и тем людям, которых они привлекают, а это специалисты из Санкт-Петербурга и из других российских городов, благодаря им комплекс становится интереснее.

Там сейчас появилось много дополнительных экспонатов, панорам, диорам. Но есть и место для того, чтобы рассказать вообще об истории города, о строительстве крепости, о той жизни, которая там происходила до Великой Отечественной войны и в более ранний период. Это все то, что мы называем историей. И там она воссоздается.