Григорий Рапота: Нужно объединять усилия в совместной созидательной деятельности
Государственный секретарь Союзного государства в интервью для сайта Постоянного комитета рассказал о достижениях интеграционного объединения и задачах на перспективу
О ДНЕ ЕДИНЕНИЯ
В рамках Союзного государства есть ряд достижений, которыми мы можем гордиться. Достаточно сказать, что за время существования Союзного государства в четыре раза увеличился объем товарооборота между Россией и Беларусью.
2020 год – это год 75-летия Великой Победы. Помимо многочисленных мероприятий по линии музейной деятельности и общественных организаций, мы реализуем два крупных проекта. Первый – это Брестская крепость, где за счет бюджета Союзного государства финансируется создание музейного комплекса. Это сделает крепость еще интереснее с точки зрения изучения истории и первых героических дней войны, и с точки зрения знакомства с историей города Бреста и людей, которые в нем живут.
Второй проект – это Ржевский мемориал Советскому солдату, который в этом месяце должен быть завершен. Мы потратили на него более полутора лет. Бронзовая скульптура, создание которой финансировалось за счет союзного бюджета, - это один из самых масштабных памятников Советскому солдату не только в России, но и в мире.
Созданием Ржевского мемориала мы как бы исправляем историческую несправедливость. В том смысле, что подо Ржевом были кровопролитные затяжные бои с большим количеством жертв с советской стороны. Но солдаты, которые, отдав свои жизни, внесли огромный вклад в будущую Победу, были если не забыты, то как минимум редко упоминаемы. Мы как можем это компенсируем.
О ДОСТИЖЕНИЯХ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА
Идет кропотливая, терпеливая, порой даже нудная работа по развязыванию узлов наших взаимоотношений. А может, наоборот, по завязыванию узлов. Каждый год в процессе реализации у нас находится 10-12 программ Союзного государства. Шесть лет назад мы начали проводить Форум научно-технических вузов. Сделали это как эксперимент: оказалось, очень востребованная площадка. Мы приняли решение о присуждении премии Союзного государства в области науки и техники. Сейчас мы выходим на выявление первых лауреатов 2021 года.
Недавно министры связи проводили встречу в режиме телеконференции, обсуждали вопросы упразднения роуминга на территории Союзного государства. Министерства и операторы мобильной связи поставили сами себе очень жесткие сроки. Это позволяет надеяться, что к сентябрю мы вопрос решим. Еще одно направление: министерства сельского хозяйства сейчас шаг за шагом вводят единую систему информационных обменов – по качеству продукции, по движению сельхозпродукции. Что в итоге должно снять напряжение, которое существует в этой области между соответствующими организациями России и Беларуси.
Мы завершили проект по технологическому обустройству Белорусско-Российского университета в Могилеве. Долго над этим работали, в итоге решили задачу. Но появилась другая – повысить качество образования и эффективность использования появившихся технических ресурсов.
О НЕФТЕГАЗОВОМ ВОПРОСЕ
Конечно, есть какие-то нерешенные задачи. Например, созданы дорожные карты развития Союзного государства. По каким-то отдельным аспектам работа не завершена. Но в большинстве своем дорожные карты приняты, сейчас стоит задача сделать так, чтобы они работали.
Конечно, печалит то, что до сих пор не решены вопросы ценообразования на нефть и газ. Эта тема чувствительна и для России, и для Республики Беларусь, у которой нет своих энергоресурсов. И это ситуация, которая сильно омрачает отношения наших стран уже много лет. Нерешенной задачей является то, что нет долгосрочной договоренности - не по цене, а по формуле, которая работала бы в течение 5-15 ближайших лет. Опыт таких договоренностей существует и в мире, и в России. Подписываются долгосрочные контракты, цена оговаривалась с вариациями, учитывая меняющуюся обстановку. Девальвация, изменение курсов валют, природные катаклизмы – все это можно учесть, обо всем договариваться. И то, что такой договоренности на ближайшие годы не существует, печально, потому что мы каждый год будем оказываться перед чистым листом.
О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ВСМ
Предварительная проработка вопроса показала, что все потенциальные участники заинтересованы в проекте. Когда речь идет об участке Санкт-Петербург - Псков - Минск - Варшава - Берлин - Гамбург, с разной степенью и оговорками заинтересованы очень многие структуры. Большой интерес со стороны европейских финансовых институтов, есть европейские компании-финансовые консультанты, готовые участвовать в проработке проекта. Предложена модель, предполагающая максимальное использование внебюджетных средств. Нужно провести технико-экономическое обоснование, ответить себе на вопросы о стоимости и двигаться дальше.
Мы являемся свидетелями настоящей технической революции в этой сфере - в том же Китае, который мы любим приводить в пример, построено 30 тысяч километров высокоскоростных железных дорог. Есть такие линии в Испании, в Италии, во Франции – мир стоит на пути перехода на высокоскоростные магистрали там, где это целесообразно.
У Союзного государства огромная территория, она требует транспортного развития. Рано или поздно высокоскоростные магистрали у нас появятся. Чем раньше, тем лучше. Ведь это совершенно другое качество жизни людей, общения, доступа и бизнеса к точкам интереса, и граждан к историческим и культурным ценностям.
О ВЫЗОВАХ ВРЕМЕНИ
Нам нужно объединять усилия в совместной созидательной деятельности. Не важно, будет ли кризис или более спокойная ситуация. Например, освоение Арктики – это вызов и для ученых, и для техников, и для медиков. Дальше - транспорт, энергетика... Пожалуйста, на территории Республики Беларусь строится атомная электростанция, там работает огромное количество российских специалистов. И это прекрасный пример объединения усилий в совместной созидательной деятельности: люди должны видеть, что что-то полезное и нужное делается на их земле