Академики выходят в космос
Ученые России и Беларуси сформулировали три ключевых направления сотрудничества на 2020 год: космос, энергетика и сверхскоростные магистрали. Об их значимости «СВ» рассказал президент РАН Александр Сергеев
Фото: Артем Килькин/kpmedia.ru
СВЕРХУ ВИДНО ВСЕ
- Александр Михайлович, сейчас много говорится о сотрудничестве России и Беларуси в космической сфере…
- Речь идет о создании совместного спутника дистанционного зондирования Земли. Фактически начинка спутника будет белорусская, а за запуск отвечает российская сторона. Таким образом, у наших стран появится возможность всепогодного наблюдения за поверхностью Земли. Полученная со спутника информация с хорошим пространственным и временным разрешением может быть востребована во множестве отраслей экономики. Если сегодня мы зуммируем снимки в Google и видим, к примеру, как устроен наш дачный дом, что там соседи у себя поменяли (смеется. - Ред.), то после запуска системы такая картинка может обновляться не раз год, а несколько раз в день. Это огромный потенциал!
НА БОЛЬШИХ СКОРОСТЯХ
- На совместном заседании академий наук России и Беларуси рассматривали транспортный вопрос. А строительство высокоскоростных магистралей (ВСМ) обсуждали?
- Злободневность этого вопроса в последнее время растет. Дело в том, что проект создания евразийской высокоскоростной магистрали обсуждался еще двенадцать лет назад. Идея заключалась в том, чтобы создать транспортный хребет от западной до восточной границы России. Делались серьезные математические расчеты, какой эффект стране дала бы эта магистраль. Потом случилось два экономических кризиса, и только когда наступила макроэкономическая стабильность, этот проект вновь оказался на повестке дня.
За эти годы он не только не потерял актуальности, но и добавились некоторые особенности, связанные с технологиями строительства ВСМ. Год назад от Госсекретаря Союзного Государства Григория Рапоты мы получили положительный отклик, но он предложил расширить западную ветку, и ВСМ получила новое звучание. Идея в том, чтобы связать скоростной железной дорогой Санкт-Петербург, Минск, Берлин и Гамбург. И могу сказать, что проделанная работа по западной части уже обогнала восточную.
- Проект очень затратный. Где взять деньги?
- Есть соглашения, близкие к подписанию, с рядом европейских банков, готовых обеспечить первую часть этого проекта. В частности, произвести новый математический расчет. Это должно активизировать венчурные фонды, банки, чтобы подойти и к восточной части проекта. Не исключаю, что он может стать основным по линии научно-технического сотрудничества в Союзном государстве.
ПОДЕЛИСЬ ЭНЕРГИЕЙ СВОЕЙ
- Такие пути достаточно энергоемки. Запуск БелАЭС послужит еще одним толчком для развития проекта?
- Для обеспечения высокоскоростной магистрали нужно много электричества. К примеру, Беларусь выйдет с предложением, что она готова обеспечить питанием всю ВСМ. Тогда возникает вопрос, как технологически правильно выстроить этот процесс. Сотрудничество в области современной энергетики, ее транспортировка и правильное распределение, умные сети - еще одно направление для ученых наших стран.
- Российским светлым головам есть чему поучиться у коллег из Синеокой?
- Если говорить о научно-техническом пространстве, то в ряде случаев - да. Я сам физик и знаю, что в области развития лазерной оптики коллеги являются примером для нас. Ведутся инновационные разработки, заключены большие контракты с Европой, Японией. Искусственный интеллект - много говорим об этом. В России недавно приняли программу по развитию этого направления, а мы знаем, что Беларусь сильна своими программистами, которые разрабатывают самый современный софт и успешно экспортируют его.